Оптина пустынь и ее время

Въ 1870 г. о. Анатолш былъ посвященъ въ iеромонахи. Въ следующемъ году онъ былъ назначенъ Сунодомъ указомъ отъ 3–го авг. 1871 г. настоятелемъ Спасо–Орловскаго монастыря, Вятской губ., съ возведетемъ въ санъ архимандрита, но ради трудовъ старчества и послушатя о. Амвроаю, отецъ Анатолш отказался отъ служебной карьеры.

Видя духовное возрастате о. Анатолiя, о. Амвросш выпросилъ его сначала къ себе въ помощники, потомъ въ благочинные скита. Это назначете последовало скоро по посвящети о. Анатолiя во iеромонахи и, наконецъ, по просьбе о. Амвроая, о. Анатолш былъ назначенъ скитоначальникомъ (1874). Будучи таковымъ, онъ входилъ во все нужды скитской братш и заботился о благосостоянш каждаго. Все эти назначешя о. Анатолш принималъ изъ послушашя своему старцу и несъ ихъ смиренно и трудолюбиво.

Здесь мы приведемъ случай, отмеченный Нилусомъ въ его оптинскомъ дневнике, озаглавленномъ «На берегу Божьей рiжи» (изданнымъ въ 1916 г. въ Тр. Сер г. Лавре). Случай указываетъ на духовную бдительность, требуемую отъ скитоначальника.

«11–го мая. Заходилъ сегодня къ старцу о. iосифу, и не дозвонился. Должно быть, пришелъ слишкомъ рано, и келейники старца отдыхали послеобеденнымъ сномъ. Подергалъ я раза три за ручку двернаго колокольчика, подождалъ, прислушался къ тишине внутри кельи батюшки … Никто не отозвался на мой звонокъ. Я уже собрался уходить, какъ, вдругъ, взглядъ мой остановился на изречешяхъ подвижниковъ духа, развѣшанныхъ по стенамъ первой прихожей кельи старца. Сталъ читать и, къ немалому для себя и даже, — не скрою, соблазну, прочелъ написанныя четкимъ полууставомъ слова: «Егда внидеши къ старцу, то удержи сердце свое отъ соблазна. Агце даже узриши старца твоего и въ блудъ впадша, не ими веры и очесамъ твоимъ».

Дословно ли такъ я записалъ эти смутивгшя меня слова, я не могу поручиться; за точность смысла ручаюсь.

И было мне это изречете въ соблазнъ немалый. Хотел я позвониться къ отцу своему духовному и старцу Варсонофiю, но поопасался потревожить и его послеобеденный отдыхъ. Такъ и ушелъ изъ скита съ соблазномъ въ сердце.

Хорошъ тотъ старецъ, котораго глаза мои застигнуть на блудодЬянш!..

Очень удобное изречете для ханжей и лицемеровъ!.. И какъ только оно могло прiютиться въ такомъ месте, какъ келья нашихъ чистыхъ отъ всякихъ подозренш и праведныхъ старцевъ? …

Горько мне было … И вдругъ я вспомнилъ … Было это въ прошломъ октябре. На день памяти одного изъ великихъ ветхозаветныхъ пророковъ были именины одного изъ старыхъ, почитаемыхъ скитскихъ монаховъ, сподвижкика и помощника великаго старца Амвроая по постройке Шамординскаго монастыря, отца iоиля. Я былъ приглашенъ на чай къ этому хранителю Оптинскихъ предашй. Собралось насъ въ чистенькой и уютной келье именинника человекъ шесть монаховъ да я, мiрской любитель ихъ и почитатель. За весело кипящимъ самоварчикомъ, попивая чаекъ съ медкомъ отъ скитскихъ пчелокъ, повели старцы, убеленные сединами, умудренные духовнымъ опытомъ, свои тихiя, исполненныя премудрости и ведьшя, монашесия беседы …

Господи мой, Господи! Что за сладость была въ речахъ техъ для верующаго сердца!…

И, вотъ, тутъ–то, за незабвенной беседой этой, и поведалъ намъ самъ именинникъ о томъ, что было съ нимъ въ те дни, когда, после кончины старца Амвроая, управлялъ скитомъ и несъ на себе иго старчества скитоначальникъ о. Анатолш:

«Призываетъ онъ меня какъ–то разъ къ себе наедине, да и говорить:

— «0.iоиль, скажи мне всю истинную правду, какъ передъ Богомъ: никто не ходить къ тебе по ночамъ изъ мiрскихъ въ келью?»

— «Помилуйте», — гсворю ему, — «батюшка! кому ходить ко мне, да еще ночью? Да где и пройти–то? — ведь, скитъ кругомъ запертъ, и все ключи у насъ въ келье».