Оптина пустынь и ее время

Преступая же заповеди, покаяшемъ опять прюбретаемъ благодать. И все это действуется чрезъ веру, а безъ веры и къ деламъ покаяшя не приступили бы. Везде вера и дела.

Но нельзя думать делами своими заслужить спасете: его доставляютъ намъ заслуги Спасителя.

Должно делать, но не полагать на дела надежду. Полагать же на дела надежду — признакъ самонадѣяшя. Егда не подаетъ намъ Господь силы къ исполнешю добродетелей, но паче попускаетъ на насъ укрепиться страстямъ, чтобы мы познали свою немощь и смирились предъ Богомъ, помня заповедь Божпо: «Аще и сотворите вся повеленная вамъ, глаголите, яко раби неключимы есмы, еже должны бехомъ сотворити, сотворихомъ» (Лук. XVII, 10). Прочтите въ Добротолюбш I у Марка Подвижника о мнящихся отъ делъ оправдиться (4,17,1124).

Зная, что для спасешя необходимы дела, и стремясь исполнять ихъ не находите въ себе силы и побеждаясь страстями — смущаетесь и недоумеваете, что делать? Конечно, возложеше надежды на Бога и на молитвы угождающихъ Ему много можетъ помогать въ деле нашего спасешя, но смущеше при поползновешяхъ происходить отъ духовной гордости. Злые духи сопротивляются нашему спасешю: супостатъ нашъ дiаволъ яко левъ рыкая, ходить, искш кого поглотити (I Иетр. V, 8).

«Будучи любознателенъ, будь и трудолюбивъ, ибо голое знаше надмеваетъ человека» (Марк. Подв. 4, 7).

«Несть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ и ко властемъ и къ мiродержителемъ тьмы века сего, къ духовомъ злобы поднебесныя» (Ефес. 6, 12).

Съ такими то борцами боровшись, надобно на нихъ оружте крепкое иметь, а оно есть смиреше, которому они не могутъ противиться. А безъ онаго сражаясь съ ними самонадеянно и гордо, всегда бываемъ побеждаемы. Для того Господь и попускаеть намъ падать, чтобы смирились (См. 58 слово Исаака Сирина; а также Добр. 4–ое, 7 и 46 слова iоанна Карпаешскаго). «Сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижить» (Пс. 50,19) и «Близъ Господь сокрушеннымъ сердцемъ и смиренные духомъ спасетъ» (Пс. 33,19).

Письмо 3

Отсечете своей воли и непоставлете своего разума (не полагаться на свой разумъ) есть первое средство къ стяжашю смирешя, а отъ онаго разсуждешя раждается смиреше. Но вы, только разсуждая объ этомъ, возмущаетесь умомъ и сердцемъ, корень же сего есть самолюбiе и гордость.

Вы до сихъ поръ на своемъ мнеши и разуме и своею волею основывали свое исправлеше и спасете; отъ того и силы ваши въ противоборстве изнемогаютъ, что по причине онаго самомнешя имеетъ врагъ свободный и сильный къ вамъ приступъ. Что делается не разсуждая съ повиновешемъ, исполняется весьма легко и спокойно съ пользою. (Какъ врагъ не терпитъ того, кто находится въ покоренш отеческомъ и каюя совершаетъ козни см. Добр. 4, Феодор. Эдесскш, гл. 44).

Вы пишете: «Надобно меньше разсуждать, а стараться, чтобы мысли были заняты молитвою». Но вся ваша беда въ томъ, что все это зная, не исполняете и при томъ еще чувствуете, что совершенно будете безотвѣтны на Страшномъ Судѣ. Если это последнее сильно на васъ действуетъ и смущаетъ, то это козни вражш и плодъ гордости.

Вы, сознавая себя грешнымъ, не должны отчаяваться, а больше смиряться и дивиться человеколюбiю Божiю, терпящему васъ и ожидающему вашего обрагцешя и покаяшя. (См. I. Злат. О покаянш).

«Покаяше есть пластырь прегрешешй, потреблеше беззаконш, отъятiе слезъ, дерзновеше къ Богу, оружiе на дiавола, мечъ, главу его отсЬкающш, спасешя надежда, отчаяшя истреблеше. Оно человеку отверзаетъ небо, оно въ рай вводить, оно дiавола одолеваетъ.

Грешенъ ли ты? не отчаявайся… Оружiе ваше противъ дiавола неотчаяше ваше… Ежели во всякъ день согрешаешь, во всякъ день и каяться долженъ. Обветшалъ ли ты сегодня отъ греха? Обнови себя покаяшемъ … Всю жизнь провелъ я во грехахъ, аще покаюся, буду ли спасенъ? Конечно, будешь!