Оптина пустынь и ее время

«Загляни въ помышлеше неискусныхъ послушниковъ и обрящешь тамъ мысль заблужденную: обрящешь въ ней желаше крайняго безмолвiя, жесточайшаго пощешя, неразвлекаемой отъ разныхъ помысловъ молитвы, совершеннаго славы суетныя отвержешя, незабвенньгя смертныя памяти, безпрестаннаго о грѣхахъ сокрушешя, наикротчайшаго безгнѣвiя, глубокаго молчашя и превосходнѣйшаго цѣломудрiя. Они, при вступленш въ иноческш подвигъ, сихъ добродѣтелей, по особенному Божiю промыслу не достигнувъ, напослѣдокъ въ намѣренш своемъ обманувшись вовсе отъ него отпадаютъ. Ибо врагъ внушаетъ искать ихъ прежде времени съ тѣмъ, да по довольномъ въ нихъ обращеши въ настоящую пору оныхъ не получать» (4 Степень).

Прочтите еще въ Добротолюбш 1, Григ. Синаитъ 8 гл., съ половины «простыхъ убо»…. и «Тъ, о прелести», увидите, что память Божiя или молитва умная выше всЬхъ дѣлашй есть и какое бываетъ наказаше дерзающимъ самочинно проходить ее.

Все это написалъ Вамъ не отводя васъ отъ молитвы, но предлагая, какъ опасно искать дара ея прежде времени и самочинно, и выше своей меры. Видите какая бываетъ прелесть отъ сего, ибо:

«Чемъ кто о болынемъ даре прилежитъ, темъ болынимъ усилiемъ нападете чинитъ лукавый, почему и нужно пегцись о плодахъ любви, смиренномудрiя и прочихъ» (Макарш Великш, Слово 3, 2), а какъ думаю, вы сознаетесь въ неимѣши еще смирешя, то и опасно высокихъ искать. Молитесь просто въ определенное время количествомъ со смирешемъ, отъ чего раждается и качество, понуждая себя къ молитве, о чемъ пишетъ Св. Зосима: «Еже бо съ нуждею молитися отъ произволешя есть, а еже съ покоемъ се отъ благодати есть» (Восторгнутые Класы. Беседы Св. Зосимы, стр. 166, 1848).

Св. Петръ Дамаскинъ (Добр. 111, 2 книга, сл. 24): «даяй молитву молящемуся, сиречь молящемуся добрѣ тѣлесною молитвою, даетъ Богъ умную молитву…»

Разсеянностью въ молитве не надо смущаться, но смирять себя и окаевать, что можетъ насъ уепокаивать, въ чемъ Св. iоаннъ Лествичникъ укрепляетъ, поучая: «Старайся всегда бродягщя твои мысли собрать воедино. Богъ не взыскиваешь того, чтобы ты во время молитвы совсемъ никакихъ не могъ иметь другихъ мыслей; не отчаявайся, будучи мыслями расхищаемъ, но благодушествуй, созывая всегда бродягще свои помыслы: никогда бо не быти расхищаему мыслями, единому ангелу свойственно» (Ст. 4).

Можно молиться и не въ определенное время, а и всегда, но только, принимая мечъ сей противъ враговъ, надо остерегаться, чтобы не обратить оный противъ себя, «не у пришедшу времени».

Хотя мнопе отцы пишутъ о молитве и действ i я хъ ея, но къ темъ, кто пришли въ меру ciro, и по чину оную проходили; но между темъ смотрите, каия делали и предосторожности, зная многое множество подсадъ вражшхъ, являемыхъ въ виде истины и прелыцавшихъ техъ, кои дерзновенно приступаютъ къ сему священному, умному дЬлашю, желающимъ и ищущимъ въ себе дароваше. Исаакъ Сир. говоритъ:

«Посему умоляю тебя, святый, да не входить тебе и на помыселъ это, но больше всего прюбрети терпеше для всего, что ни бываетъ съ тобою, и въ великомъ смиренш и сокрушенш сердца о томъ, что въ насъ и о помыслахъ нашихъ, будемъ просить отпугцешя греховъ своихъ и душевнаго смирешя. «Однимъ изъ святыхъ написано: «Кто не почитаетъ себя грешникомъ, того молитва не прiемлется Господомъ». Если же скажешь, что некоторые отцы писали о томъ, что такое душевная чистота, что такое здравiе, что такое безстраспе, то писали не съ темъ, чтобы намъ съ ожидатемъ домогаться этого прежде времени; ибо написано, что «не пршдетъ царсгае Божте съ соблюдешемъ» (Лук. 17, 20) ожидашя. И въ комъ оказалось такое намереше, те прюбрели себе гордость и падете; а мы область сердца приведемъ въ устройство делами покаяшя и житаемъ благоугоднымъ Богу; Господне же пршдетъ само собою, если место въ сердце будетъ чисто и неосквернено. Чего же игцемъ съ соблюдешемъ, разумею Божш высоия дароватя, то не одобряется Церковью Божтей; и прiемгше это прюбретали себе гордость и падете, и то не признакъ того, что человекъ любить Бога, но душевная болезнь» (Исаакъ Сиринъ, Сл. 55, стр. 258, рус. изд.).

Кто прежде совершеннаго обучешя въ первой части — а именно, полнаго очищешя сердца отъ страстей внешними подвигами и исполнетемъ заповедей Божшхъ, стремится перейти ко второй части, т. е. уже умозрительной, игцетъ высокихъ духовныхъ дарованш, того постигаетъ гневъ Божш за то, что не умертвилъ прежде уды свои «яже на земли» (Кол. 3,5) терпЬливымъ упражнетемъ въ делаши крестнаго поношешя, но дерзнулъ въ уме своемъ возмечтать о славе крестной.

Другими словами, сначала Голгоеа подвига, а потомъ уже слава Воскресешя: утешете въ молитве и высоия дароватя.

И еще: «Всякаго человека, который прежде совершеннаго обучешя въ первой части, переходить къ сей второй, привлекаемый ея сладост!ю, не говорю уже своею леноспю, постигаетъ гневъ за то, что не умертвилъ прежде уды свои «яже на земли» (Кол. III, 5), т.е. не уврачевалъ немощи помысловъ терпЬливымъ упражнетемъ въ делаши крестнаго поношешя, но дерзнулъ въ уме своемъ возмечтать о славе крестной» (Сл. 2, стр. 20, рус. пер.). Первая часть есть: «дЬяше, исполняемое дейстомъ яростной части души въ претерпенш скорбей плотскихъ, очищающее страдательную часть души силою ревности; а вторую — видьте, совершаемое тонкимъ дЬлашемъ ума и божественнымъ приснопоучешемъ и пребывашемъ въ молитве и прочими».

Таково учете отцовъ, которыхъ молитвами да поможетъ Вамъ Господь идти путемъ истиннымъ, смиреннымъ, непрелестнымъ и получить спасете души.

Письмо 4