Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

353

Ibid. XIV, 24.

354

Ibid. XIV, 23.

355

Имеется в виду Диодор по прозванию Крон, ученик Евклида Мегарского, родившийся во второй половине IV в. до Рождества Христова. См.: Franch. Dictionnaire des sciences philosophiques. Paris, 1875. P. 401; ср. выше, прим. 3.

356

Евсевий. Praeparatio evangelica. XIV, 23: «τούτων φασί τών άμερών όνοματοποιόν Διόδωρον γεγονέναι».

357

Ibid. XIV, 25: «μιας καί της αύτης ούσίας άπασών (άτόμων) καί της αύτης άφθάρτου φύσεως».

358

Ibid. XIV, 26.

359

Ibid. XIV, 23.

360

Ibid. XIV, 23,25.

361

Ibid. XIV, 25.

362

Евсевий. Praeparatio evangelica. XIV, 26.

363

Ibid. XIV, 23: «άμερή φασιν είναι σώματα, τοΰ παντός μέρη, έξ ών αδιαιρέτων όντων συντίθεται τά πάντα καί εις α διαλύεται».

364

Ibid. XIV, 26: «ή γάρ έκ των ατόμων Επικούρου θεογονία, των μεν απείρων κόσμων έξορός έστιν, εις δέ την άπειρον άκοσμίαν πεφυγάδευται».

365

Ibid. XIV, 23.

366

Ibid.

367

Ibid.

368

Ibid. XIV, 24.

369

Ср.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 13 (С. 49 нового изд.).

370

Как бы мимоходом св. Дионисий отмечает одно противоречие в системе Демокрита. Указав на то, что Демокрит делает верховным распорядителем всего существующего, не исключая богов, случай или судьбу (την τύχην), св. Дионисий приводит затем слова Демокрита из неупомянутого Диогеном Лаэрцием в списке сочинений Демокрита произведения под заглавием «Советы» (ύποθηκαί), где Демокрит обвиняет в неразумии (άνοια) людей, признающих господство случая. Это единственный пункт, где взгляд св. Дионисия на систему Демокрита, по-видимому, несколько расходится со многими другими древними свидетельствами об учении Демокрита. По смыслу этих свидетельств, никакого противоречия в системе Демокрита не было, так как он совершенно изгонял случай из мировой жизни и, следовательно, в своих «Советах» не противоречил основным положениям своей системы. Но нам кажется, что св. Дионисий был вполне прав, обвиняя Демокрита в непоследовательности. Мы уже заметили, что Демокрит действительно изгонял случай, но только случай в смысле отрицания причинной связи между явлениями. Между тем, для св. Дионисия случайны не только явления без причины, но и те явления, которые, совершаясь по закону причинной связи, во всей своей совокупности не подчинены никакому высшему закону и не ведут к достижению какой-либо разумной цели. Механическая причинная связь между явлениями, достаточная, по мнению материалистов, для разумного объяснения мировых явлений, для св. Дионисия была в существе дела господством того же слепого случая, который хотел изгнать Демокрит, заменяя случай разумом. Вот почему св. Дионисий называет тщетной попытку Демокрита разумно объяснить мировые явления и находит противоречие в том, что Демокрит, в сущности, разделявший мнение обличаемых им невежественных людей о господстве случая, называл, однако, этих людей неразумными. — Что касается сочинения Демокрита под заглавием"«Советы», то, может быть, оно было одним из тех извлечений, какие, по свидетельству Диогена Лаэрция, делались из сочинений Демокрита. Ср.: Roch. Op. cit. S. 39, Anm. 1.

371