Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского
416
Ср.: Dittrich. Op. cit. S. 26.
417
Евсевий. Церковная история. VI, 46; VII, 26.
418
Там же. VI, 46.
419
Ср.: Neale. A history of the holy Eastern Church. Vol. I. P. 113; Vol. II (The Patriarchat of Alexandria). P. 82-83. В послании к Филимону (Евсевий. Церковная история. VII, 7) св. Дионисий называет своего предшественника «блаженным папой».
420
Ниль (A history of the holy Eastern Church. Vol. l.P. 23,111—112) утверждает, что в Египетском диоцезе не было митрополитов, как не было их и в католикате Эфиопском, вошедшем в состав Александрийского патриархата, так что Александрийский патриарх был единственным митрополитом Египта, а католикос Эфиопии — единственным митрополитом Эфиопии. Однако ниже (Р. 113) он сам говорит, что впоследствии Александрийская церковь, в подражание Константинопольской, учредила митрополии.
421
Епифаний (Adversus haereses. Haeresis LXVIII) пишет о Мелетии, бывшем епископом этого города при Диоклетиане: «'Εδόκει δέ και ό Μελήτιος τών κατά τήν Αϊγυπτον προήκων και δευτερεύων τφ Πέτρφ κατά την άρχιεπισκοπήν ώς δι' αντιλήψεως αύτοΰ χάριν, ύπ' αύτόν δέ ών καί έπ' αυτόν τά έκκλησιαστικα άναφέρων», и несколько ниже (Haeresis LXIX): «Μελήτιος ό της Αιγύπτου άπό Θηβαίδος δοκών είναι καί αύτός αρχιεπίσκοπος». Ср.: Migne. PG. Τ. XLII. Ed. 1858. Col. 185,208. Хотя Епифаний, излагая историю мелетианского раскола, пользовался мелетианскими актами, однако, по справедливому замечанию ЫеаГя (Ibid. The Patriarchate of Alexandria. Vol. I. London, 1847. P. 91), едва ли сами мелетиане могли решиться ложно приписывать своему епископу вымышленные преимущества переддругими епископами.
422
Неfeie. Conciliengeschichte. Freiburg, 1855. Bd. I. S. 374-376.
423
Неудивительно поэтому, что позднейшие писатели называют его именем патриарха или архиепископа. Ср.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 73, прим. 1; С. 193, прим. 8; С. 99, прим. 6; С. 201, прим. 5 нового изд.
424
Ср.: Förster//Zeitschrift für historische Theologie. Gotha, 1871. S. 52.