Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского
432
Там же. VII, 22.
433
См.: Неандер. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Hamburg, 1825. I, 1. S. 197-208; Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. М., 1897. С. 99-118; Молчанов А. В. Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви. Казань, 1888. С. 53-61.
434
Евсевий. Церковная история. VI, 40-41; VII, 11. Ср.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 51-55,65-70 (С. 80-82,83-89,97-102 нового изд.).
435
См.: Молчанов А. В. Св. Киприан Карфагенский... С. 56-57.
436
Ср.: Morize. Op. cit. P. 74.
437
В послании к Домицию и Дидиму св. Дионисий упоминает о двух пользовавшихся известностью пресвитерах Фавстине и Акиле, странствовавших в Египте во время гонения Декия.
438
Евсевий. Церковная история. VII, 11.
439
Фрументариями (от irumentum — «хлеб, провиант») назывались находившиеся при каждом отряде войска лица, на обязанности которых лежало снабжение войска провиантом. Иногдаонииспсшнялитакже обязанности полицейских сыщиков. Ср.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 65, прим. 2 (С. 98, прим. 1 нового изд.).
440
В послании к Домицию и Дидиму (Евсевий. Церковная история. VII, 11) поселяне, напавшие на стражу, называются мареотами. Отсюда видно, что Тапозирис, упоминаемый здесь, есть Тапозирис Мареотский, лежавший на расстоянии одного дня пути от Александрии на границе с Ливией, а не тот Тапозирис, который находился на низменной полосе земли, между морем и каналом, тянувшимся от Александрии по направлению к Нилу к местечку Каноп, находившемуся в расстоянии 120 стадий от Александрии. Ср.: Byeus. Op. cit. P. 21, num. 45-46.
441
Евсевий. Церковная история. VII, 11.
442
Под этой болезнью св. Дионисий понимает, по всей вероятности, моровую язву или чуму, которая с особенной силой свирепствовала сначала при Галле, а потом при Валериане. Это упоминание о болезни в послании к Домицию и Дидиму, написанном при Декии, дает основание полагать, что моровая язва началась в Александрии еще при Декии.
443
Об этом Фавсте Евсевий в своей «Истории» (VII, 11) замечает, что он дожил до глубокой старости и скончался мученической смертью через усечение мечом во дни самого Евсевия. Некоторые ученые отождествляют его с пресвитером Фавстом, пострадавшим при Максимине вместе с Петром Александрийским (Евсевий. Церковная история. VIII, 13). Хотя диакон Фавст мог быть посвящен в пресвитеры кем-либо из преемников св. Дионисия, однако у самого Евсевия нет никакого намека на тождество этих лиц.