Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

Евсевий. Церковная история. VII, 11.

442

Под этой болезнью св. Дионисий понимает, по всей вероятности, моровую язву или чуму, которая с особенной силой свирепствовала сначала при Галле, а потом при Валериане. Это упоминание о болезни в послании к Домицию и Дидиму, написанном при Декии, дает основание полагать, что моровая язва началась в Александрии еще при Декии.

443

Об этом Фавсте Евсевий в своей «Истории» (VII, 11) замечает, что он дожил до глубокой старости и скончался мученической смертью через усечение мечом во дни самого Евсевия. Некоторые ученые отождествляют его с пресвитером Фавстом, пострадавшим при Максимине вместе с Петром Александрийским (Евсевий. Церковная история. VIII, 13). Хотя диакон Фавст мог быть посвящен в пресвитеры кем-либо из преемников св. Дионисия, однако у самого Евсевия нет никакого намека на тождество этих лиц.

444

Евсевий. Церковная история. VI, 40.

445

Там же. VI, 39.

446

Там же. VI, 28.

447

Иероним. De viris illustribus. Cap. LIV.

448

Ср. выше, с. 55-60.

449

Мф. 26,39.

450

Лк. 22,42.

451

Мф. 24,41.

452

Лк. 11,4.

453

Мф. 4,1.

454

Здесь мы позволим себе заметить, что толкование св. Дионисия несколько отличается от толкований других отцев Церкви. Правда, Златоуст и Феофи-лакт объясняют слова молитвы Господней «не введи насъ во искушеше» так же, как и св. Дионисий, т. е. в смысле повеления молиться о победе над искушениями; но в первой половине Гефсиманской молитвы большая часть отцев Церкви виДит моление о совершенном избавлении от чаши страданий. Ср.: Михаил, еп. Толковое Евангелие. М., 1870. Т. I. С. 105,499-500.

455