Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

474

38-е,письмо к римским исповедникам с увещанием возвратиться к единению. См.: Творения св. Киприана. Т. 1. С. 135-136.

475

Pacianus. Epistola III ad Sympronianum, num. VI: «Novatus... Novatianum istum episcopatu Cornelii anxium (nam sibi speraverat),.. nutantem impellit, dubitantem fovet, ut magnum aliquid speret hortatur. Invenit aliquos ex eorum numero qui tempestatem persecutionis illius evaserunt, apud quos hanc ipsam de lapsis receptis Cornelio conflaret invidiam. Dat eorum epistolas ad Novatianum. Ille ex auctoritate epistolarum, sedente jam Romae episcopo, adversum fas sacerdotii singularis, alterius episcopi sibi nomen assumit». См.: Migne. PL. Т. XIII. 1845. Col. 1067-1068.

476

35-е и 36-е письма св. Киприана к Корнилию. См.: Творения св. Киприана. Т. 1.С. 128-134.

477

Смешивая имя Новациана с именем Новата, Евсевий (Церковная история. VI, 45) и в письме Дионисия вместо имени Новациана поставил имя Новата.

478

Коротенькое письмо св. Дионисия к Новациану весьма высоко ценилось уже в древней Церкви, и св. Иероним почти в целом виде внес его в свой трактат De viris illustribus (Cap. 69) как прекрасный памятник кроткого и любвеобильного характера св. Дионисия и его пастырских забот о благе Церкви. Как мы видели, кроме латинского сохранился еще сирийский перевод этого письма, напечатанный у Питры в Analecta sacra. Т. IV. Р. 169—170, ср. выше, с. 37, прим. 1.

479

43-е письмо к Антониану. См.: Творения св. Киприана. Т. 1. С. 174.

480

Евсевий. Церковная история. VI, 43.

481

Там же.

482

Письмо Максима и прочих исповедников к Киприану о своем обращении. См.: Творения св. Киприана. Т. 1. С. 142; ср.: Migne. PL. Т. IV. Col. 342.

483

Евсевий. Церковная история. VI, 46.

484

Письмо Корнилия к Киприану об обращении исповедников, где Корнилий пишет, что «все слезами выражали сердечную радость по поводу возвращения исповедников в Церковь». См.: Творения св. Киприана. Т. 1. С. 139— 140; ср.: Migne. PL. Т. III.,Col. 715-725.

485