Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского
502
Maxima Bibliotheca veterum et antiquorum scriptorum. Т. XII. Lugduni, 1677. P. 945; ср.: Migne. PG. T. XCII. Col. 671-672.
503
Евсевий. Церковная история. VI, 46.
504
Ср.: Творения св. Дионисия в русск. перев. С. 57 (С. 90 нового изд.).
505
О времени написания и о содержании этого послания мы не имеем вполне точных и определенных сведений. Ниль в своей «Истории» (A history of the holy Eastern Church. Part II. Vol. 1. London, 1847. P. 53-54) полагает, что целью этого послания было предупреждение несогласий между александрийскими христианами по поводу новацианского раскола, и мы последовали его предположению.
506
Евсевий. Церковная история. VI, 44.
507
Ниже мы увидим, что епископ Римский Корнилий счел нужным в особом послании раскрыть Фабию глаза на поступки и характер Новациана.
508
Поводом к этому предположению послужили так называемые антиохийские сказания об Ипполите, где он представляется епископом или пресвитером Антиохийским. Весьма обстоятельное и любопытное изложение остроумной гипотезы о судьбе и деятельности Ипполита после ссылки его при императоре Александре Севере или Максимине на остров Сардинию читатель найдет в исследовании JI. И. Писарева «Святой Ипполит, епископ Римский. Очерк его жизни и литературной деятельности». Казань, 1898. Вслед за некоторыми из иностранных и отечественных историков, автор на основании различных сказаний об Ипполите доказывает, что после ссылки Ипполит посетил Александрию, Аравию и Антиохию, из Антиохии снова возвратился в Александрию и остальное время своей жизни провел в Порте Римском. Если эта гипотеза справедлива, то первое посещение Александрии Ипполитом можно относить к тому времени, когда во главе Александрийской школы стоял св. Дионисий. Здесь Ипполит, как один из почитателей Оригена, мог близко познакомиться с произведениями Оригена и его учеников. Может быть, здесь же он познакомился и с астрономическими вычислениями, положенными в основание составленного им пасхального круга, существенно сходного с кругом св. Дионисия, о котором нам придется говорить ниже.
509
Евсевий. Церковная история. VI, 46; ср. Иероним. De viris illustribus. Cap. LXIX: «est ejus... epistola... ad Laodicenses de poenitentia et ad Armenios de poenitentia et de ordine delictorum».
510
Евсевий. Церковная история. VI, 43.