Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

600

8-е пр. Арелатского собора 314 г.: «De Afris quod propria lege sua utuntur ut rebaptizent, placuit, ut si ad ecclesiam aliquis de haeresi venerit, iuterrogent eum symbolum; et si perviderint eum in Patre et Filio et Spiritu Sancto esse baptizatum, manus ei tantum imponatur, ut accipiat Spiritum Sanctum. Quod si interrogatus non respondent hanc Trinitatem, baptizetur». См.: Hefele. Conciliengeschichte. Freiburg, 1855. Bd. I. S. 178.

601

Послание Киприана к Магну о крещении новациан. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 316.

602

Афанасий Великий. Oratio II contra Arianos, num. 43, См.: Migne. PG. Т. XXVI. Col. 257; ср.: Творения св. Афанасия в русск. перев. Ч. П. Μ., 1852. С. 320.

603

61-е письмо св. Киприана, к Помпею. См.: Творения св. Киприана. Т. II. С. 301.

604

62-е пйсьмо св. Киприана, кМагну, о крещении новациан. См.: Творения св. Киприана. Т. II. С. 311.

605

Послание к Филимону. См.: Евсевий. Церковная история. VII, 7.

606

Послание к Сиксту (второе). См.: Евсевий. Церковная история. VII, 9.

607

Послание к Сиксту и Римской церкви. См.: Там же.

608

Мы уже упоминали о том, что до нашего времени сохранился только небольшой отрывок этого письма на сирийском языке, помещенный у Питры в «Analecta sacra» (Т. IV. 1883. Р. 170,413-414).

609

По мнению Дитриха (Op. cit. S. 84), Евсевий умышленно «выбрал из писем о крещении только безразличные или благоприятные для Дионисия места и более всего старался представить его лишь посредником мира». Дитрих видит в таком намеренном выборе не вполне удавшуюся попытку скрыть согласие Александрийского епископа с малоазийской и африканской практикой ввиду того, что это согласие могло «бросить некоторую тень на православие александрийцев». Но такое объяснение, вполне естественное в сочинении католического писателя, несогласно с действительным отношением св. Дионисия к малоазийской и африканской практике. Мы уже видели, что Александрийский епископ был так же далек от крайнего мнения Киприана, как и от крайнего мнения Римского епископа.

610

В 69-й главе своего сочинения «De viris illustribus» Иероним пишет о св. Дионисии: «Hic in Cypriani et Africanae synodi dogma consentiens de hereticis rebaptisandis ad diversos plurimas misit epistolas».

611