Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского
Послание CLXXXVIII, к Амфилохию о канонах: «τό δέ των Πεπουζηνών (βάπτισμα) ούδένα μοι λόγον εχειν δοκεΐ' και έθαύμασα πώς κανονικόν όντα τον Διονύσιον παρήλθεν. 'Εκείνο γάρ έκρινον οι παλαιοί δέχεσθαι βάπτισμα, τό μηδέν της πίστεως παρεκβαΐνον». Несколько ниже св. Василий пишет: «ού γάρ έβαπτίσθησαν οί εις τά μη παραδεδομένα βαπτισθέντες. 'Ώστε, εί καί τόν μέγαν Διονύσιον τοϋτο παρέλαθεν, άλλ' ήμϊν οΰ φυλακτέον την μίμησιν του σφάλματος». См.: Migne. PG. Т. XXXII. 1857. Col. 664-665,668; ср.: Творения св. Василия Великого. Ч. 7. М„ 1848. С. 1-3.
612
См. у Биея в «Acta sanctorum» (ed. Carnandet. Octobris tomus secundus. Parisiis et Romae, 1866. P. 39, num. 113; P. 128, num. 114).
613
Neal. Op. cit. P. 62-64.
614
Byeus. Op. cit. P. 40-41, num. 119.
615
Foerster. De doctrina et sententiis Dionysii Magni. Berolini, 1865. P. 26-29.
616
См.: Byeus. Op. cit. P. 128, num. 113, 117.
617
Harnack. Op. cit. S. 425.
618
Василий Великий, послание 188-е, к Амфилохию. См.: Migne. PG. Т. XXXII. 1857. Col. 668; ср.: Творения св. Василия Великого. Ч. 7. М., 1848. С. 3.
619
Migne. PG. Т. XXXII. Col. 668, not. 43.
620
Hefele (Conciliengeschichte. Zweiter Band. Freiburg, 1856. S. 26, Anm. 7) предполагает, что монтанисты стали употреблять неправильную формулу при совершении таинства крещения уже после I Вселенского собора, и этим объясняет тот факт, что крещение монтанистов не было осуждено на I Вселенском соборе в правилах о крещении еретиков.
621
Послание 188-е, к Амфилохию. См.: Migne. PG. Т. XXXII. Col. 668; ср.: Творения св. Василия Великого. Ч. 7. М., 1848. С. 3.
622
Письмо Фирмилиана к Киприану (см.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 328,334); послание св. Василия Великого к Амфилохию; 7-е пр. II Вселенского собора и 95-е пр. VI Вселенского собора.