Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

637

Евсевий. Церковная история. VII, 10.

638

Проконсул Патерн говорит св. Киприану, что от императора получено послание с предписанием принуждать тех, кто не принимает римской религии, исполнять «Romanas ceremonias». Позднее проконсул Галерий Максим говорил тому же св. Киприану: «Jusserunt te imperatores ceremoniari». См.: Acta s. Cypriani/ / Migne. PL. T. III. Col. 1499,1502-1503. Ср.: Лебедев А. П. Указ. соч. С. 123.

639

Acta proconsular, s. Cypriani//Migne. PL. Т. III. Col. 1498-1500.

640

Евсевий. Церковная история. VII, 11.

641

Ср.: Лебедев А. П. Указ. соч. С. 119, прим. 3.

642

Евсевий. Церковная история. VII, 22.

643

Содержание второго указа Валериана, появившегося летом 258 г., известно из послания св. Киприана к Сукцессу. Указ предписывал «епископов, пресвитеров и диаконов немедля забирать под стражу, у сенаторов же, почетных людей и всадников римских, сверх лишения достоинств, отбирать еще имущества и, если они и после сего остаются непоколебимыми в христианстве, отсекать им головы, — благородных женщин по лишении имущества ссылать в ссылку, у придворных же, которые и прежде исповедали или теперь исповедуют Христа, описывать имущество и ссылать их в оковах в Кесаревы имения». См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. II. С. 359.

В одном из приписываемых св. Дионисию посланий передаются слова Павла Самосатского, который высказывает свое уважение к Александрийскому епископу «за то, что он носит на теле своем язвы Иисуса Христа». См.: Simon de Magistris. Op. cit. P. 217.

644

Евсевий. Церковная история. VII, 11.

645

От подобных же нареканий со стороны римского клира должен был защищаться и св. Киприан по поводу своего удаления из Карфагена при Декии. См. письмо клира римского к клиру карфагенскому по случаю удаления св. Киприана и 14-е письмо св. Киприана к пресвитерам и диаконам римским. См.: Творения св. Киприана в русск. перев. Т. I. С. 37-39, 58—61.