Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

Евсевий (Церковная история. V, 23) причисляет к квартодециманам христиан «всех азийских епархий». Но в той же главе он пишет, что епископы Понта, принадлежавшего к малоазийским провинциям, были сторонникамиобщецерковной практики. Ввиду этого Hefele (Conciliengeschichte. Freiburg, 1855. Bd. I. S. 293) справедливо полагает, что под азийскими епархиями следует понимать епархии не всей Азии и даже не всей Малой Азии, а только так называемой Asia proconsularis.

665

Sancti Athanasii Epistola ad Afros episcopos: «Οί κατά Συρίαν και Μεσοποταμίαν διεφώνουν πρός ήμάς, και τω καιρώ, έν φ ποιοΰσιν οί Ιουδαίοι (το Πάσχα), έποίουν καί αύτοί». См.: Migne. PG. Т. XXVI. Col. 1032; ср.: Творения св. Афанасия. Ч. 3. М„ 1853. С. 316.

666

Евсевий. Церковная история. V, 23,25.

667

Евсевий. Церковная история. V, 24.

668

Евсевий. Церковная история. V, 25.

669

Составитель одного из христианских пасхальных циклов, автор приписываемой св. Киприану книги «О пасхе», мотивирует составление своего труда желанием показать «nunquam posse Christianos a via veritatis errare et tamquam ignorantes, quae sit dies Paschae, post Judaeos caecos et hebetes ambulare». См.: Migne. PL. Т. IV. 1844. Col. 943.

670

Евсевий. Церковная история. VII, 32. См.: Сочинения Евсевия Памфила. Т. 1. СПб., 1848. С. 460-463.

671

Апостольское правило 7-е; ср.: Постановления апостольские. Кн. V. Гл. 17 (в русском переводе казанского издания 1864 г. С. 159-160).

672

Евсевий. Церковная история. VI, 22.

673

Все эти надписи и таблицы с обширными и весьма ценными примечаниями напечатаны в издании Migne. PG. Т. X. 1857. Col. 875-902, под следующими заглавиями: «Sancti Hippolyti Canon paschalis» и «Aegidii Bucherii in s. Hippolyti canonem paschalem animadversiones».

674

Если св. Ипполит нашел нужным удвоить свой круг, то сделал это по всей вероятности потому, что при расположении этого круга по восьмилетиям правильность чередования букв, обозначающих недельные дни пасхальных полнолуний, была бы менее ясна, чем при расположении этого круга по шестнадцатилетиям. В последнем случае недельные дни пасхальных полнолуний для соответственных годов всех шестнадцатилетий сменяются один за другим, хотя не в прямом, а в обратном порядке, а при расположении пасхального круга св. Ипполита по восьмилетиям они сменялись бы с промежутками в три дня. Вместо ряда G, F, Е, D, С, В, А для первых годов семи шестнадцатилетий получился бы ряд G, С, F, В, Е, A, D.

675

Восьмилетний цикл для согласования солнечного летосчисления с лунным введен был, как полагают, около 500 года до Рождества Христова греческим астрономом Клеостратом Тенедосским, родившимся около 536 г. до P. X. Ему же приписывается изобретение и трех вставных (εμβόλιμος) месяцев. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1895. Т. IV. С. 15; Т. XV. С. 362.