Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского
699
2–е пр. Трулльского собора.
700
По объяснению отцов собора, слова евангелиста Матфея обозначают «τήν βραδύτητα της νυκτός»; св. Дионисий в тех же словах видел указание на глубокую ночь, промедление и продолжительное время (νύκτα βαθεΐαν, βραδύτητα καί μακρόν χρόνον).
701
Eusebii Caesariensis Quaestiones evangelicae. Quaestio II ad Marinum: «Ούκ έσπέρας του Σαββάτου εΐώθαμεν τάς νηστείας καταλύειν, άλλ' ή νυκτός έπιλαβούσης, (ή) αύτφ μεσονυκτίφ, καί ή περί άλεκτόρων βοάς, ή άμφί τόν δρθρον». См.: Migne. PG. Т. XXII. Col. 941.
702
Епифаний. Expositio fidei. Cap. XXII: «'Αλλά καί οί σπουδαίοι δίπλας καί τριπλός καί τετραπλός, ύπερτιθέασι καί δλην τήν έβδομάδα τινές αχρις άλεκτρυόνων κλαγγης». См.: Migne. PG. Τ. XLII, 1858. Col. 828.
703
Ср. выше, с. 35.
704
Снегирев. Учение о Лице Господа Иисуса Христа в трех первых веках христианства. Казань, 1870. С. 261.
705
Места эти указаны в сочинении В. В. Болотова «Учение Оригена о Св. Троице». СПб., 1879. С. 139, прим. 4.
706
Изложение учения Оригена о Св. Троице составлено по цитированному выше сочинению профессора В. В. Болотова, где читатель найдет самое подробное и обстоятельное исследование подлинности и смысла различных выражений Оригена, имеющих отношение к тому или другому пункту учения его о Св. Троице.
707
Болотов В. В. Указ. соч. С. 267,283,291. Доказательства этой мысли изложены нас. 253-268.
708
Там же. С. 283–284.
709
Болотов В. В. Указ. соч. С. 208.
710
Между тем, у предыдущих церковных писателей эта аналогия чаще всего употреблялась лишь для уяснения отношения между Λόγος ένδιάθετος и Λόγος προφορικός или двумя моментами в жизни Божественного Логоса. Только Ириней возвысился над этим учением и, подобно Оригену, сравнивает с умом самого Отца. Ср.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 69–70.