Православие и современность. Электронная библиотека

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящихся на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище ваше на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши как бы на день вашего заклания. Вы осудили, убили праведника; Он не противился вам... но вот. Судия стоит у дверей! (Иак. 5, 1 - 9).

Как смешны после этого все попытки вывести христианство из языческих религий различных страдающих богов, в которых не было и намека на какое-либо учение. Что же касается учения о милосердии, так это просто было чуждо всем этим культам, представляющим для нас сейчас лишь чисто этнографический интерес.

Евангелие возвестило нечто новое, что не было известно древнему миру - что личность человеческая есть нечто ценное и ни с чем на земле не сравнимое, ибо человек есть образ и подобие Творца. Евангелие поставило вопрос о смысле человеческого существования и дало ответ на этот вопрос исходя из смысла существования всей Вселенной и всего бытия. Евангелие внесло в мир тем самым новые ценности, о которых и не помышлял древний мир.

Христос возжег на земле пламя, которое горит уже две тысячи лет и которое невозможно затушить никакими силами. Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся, - говорил Сын Человеческий в беседах с учениками Своими (Лк. 12, 49).

Мы снова повторяем основную заповедь Христа: Нет ничего больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Кто осмелится восстать против подобной морали? Кто посмеет осмеять подвиг, совершенный Христом и теми из Его учеников, которые пошли по Его стопам?

А теперь спросим: почему мы должны отказываться от Евангелия и признать его вредным и от чего, то есть, от какой морали, в таком случае, мы должны отказаться?

Кто хочет знать о сущности Евангелия, пусть сам возьмет в руки эту книгу и прочитает там обо всем, чему учил Христос.

Существовал ли Христос?

Был ли Христос?

Историческое существование Христа подтверждается рядом неоспоримых данных. Первые и главные свидетельства о Христе - это, конечно, Евангелия, написанные ближайшими учениками Христа и их преемниками.

Евангелие повествует, что Христос родился в Вифлееме Иудейском за несколько лет до смерти царя Ирода Великого (Мф. 2, 1), во время переписи, произведенной римским правителем Квиринием (Лк. 2, 2). Они сообщают, что Христос вышел на проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия (14-37 гг.), когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, а Ирод-Антипа был четверовластником в Галилее и т.д. Первосвященниками Иудейскими в это время были Анна и Каиафа (см.: Лк. 3, 1). Все это реальные исторические лица. При них же Христос был и распят.

Следующая за Евангелиями книга Деяний святых Апостолов приводит данные о жизни и деятельности непосредственных учеников Христа - апостолов и о возникновении первых христианских общин, причем она излагает историю христианства в тесной и органической связи с историей тогдашнего мира. Попутно с историей Церкви, она точно описывает нравы и обычаи жителей Палестины, Малой Азии, Греции и Италии того времени; говорит и о том, как управлялись провинции Римской империи. Исторические открытия нашего времени подтверждают правдивость этой книги. В ней описываются подвиги личных учеников Иисуса Христа - апостолов Петра, Иоанна, Иакова и в особенности апостола народов - Павла. Вся жизнь этого удивительного и неутомимого в своих проповеднических путешествиях человека проходит среди вполне исторических лиц: иудейские первосвященники и афинские философы, городские правители и начальники иудейских синагог, ефесские ремесленники, поднимающие против него целый бунт, когда в результате его проповеди упали их доходы, и привыкшие к взяткам римские чиновники. Апостолу Павлу приходится иметь встречи с такими историческими лицами, как хитрый первосвященник Анания; всеми уважаемый в то время член иудейского Синедриона Гамалиил; присланный из Рима в Грецию в качестве проконсула брат известного философа Сенеки - Галлион; правители Иудеи Порций Фест и Феликс с его женой Друзиллой; Иудейский царь Агриппа и его сестра Береника. Все это люди, хорошо известные нам из гражданской истории. Неужели же между всеми этими лицами бродит мифическая личность - Павел? В поведении его нет ничего мифического. Он разговаривает, вступает в пререкания, арестовывается, освобождается, неоднократно получает побои, произносит зажигательные речи, снова и снова привлекается к ответу, апеллирует к суду как римский гражданин. Наконец его на основании римских законов для кесарева суда везут на корабле в Рим. И здесь удивительно точное описание корабельных маршрутов того времени, климатических условий, а также большое число бытовых мелочей. Такая книга могла быть написана лишь в то время, когда происходили все описываемые в ней события.

Деяния были самой распространенной книгой среди христиан и читались на молитвенных собраниях во всех разбросанных по тогдашнему миру общинах.