Православие и современность. Электронная библиотека

Текст этот относится к 110 году. Секта христиан к тому времени, как гласит письмо, уже "распространилась повсеместно". Очевидно, христианство в Вифинии существовало уже не одно десятилетие. А из этого явствует, что христиане 1 века не могли считать Иисуса Христа за какую-то вымышленную личность, так как их отделяло от жизни Христа всего несколько десятилетий.

Все эти довольно отрицательные отзывы римских историков о христианах не позволяют допусти мысли, что кто-либо из христиан в последующее время мог бы вставить этот отрывок в рукописи. Сама отрицательность суждения является в данном случае гарантией подлинности документов.

Историки эти - люди своего времени и представители господствующего класса. Они смотрят на все события через призму своих аристократических понятий. Христианство для них лишь какая-то новая жалкая секта, появившаяся среди черни. Про эту секту говорят что-то плохое. И вот историки-аристократы, люди, считающие ниже своего достоинства опускаться ниже темы повествований о римской славе и о достижениях науки, с презрением повторяют народные сплетни о какой-то ереси среди черни.

Читая эти скупые заметки римских историков о народившемся христианстве, Герцен писал: "Бороться с христианством было безумно, но гордая философия точно так же, как гордый Рим, не обратила сначала внимания на это. Странное дело: Рим как будто утратил в гнусную эпоху лихих цезарей весь свой ум и впадал в жалкое старчество, которые делаются ничтожными и суетными на краю могилы: проповедование Евангелия уже раздавалось на площадях его, а римская аристократия и умники с улыбкой смотрели на бедную ересь назорейскую, писали подлые панегирики, пошлые мадригалы, не замечая, что рабы, бедняки, все труждающиеся и обремененные, слушали новую весть искупления. Тацит не понял сначала, и Плиний не понял потом, что совершилось перед их глазами" (А.И. Герцен, Избранные философские произведения. М., 1946. Т. 1. С. 196-197).

* * *

Противники христианства утверждают, что Христа не было и все, что говорится о Нем - это лишь миф? Но миф не может возникнуть за такой срок, тем более что живы люди, современники той эпохи, когда жил Основатель христианства.

Что такое миф? Миф - это свойственная древнему миру своеобразная форма повествования о закономерностях природы. Все абстрактное конкретизируется, силы природы олицетворяются. Так как законы природы постоянны и вечны, то и сами мифы всегда относятся к каким-то неопределенным изначальным временам. Миф всегда неисторичен. Ни в одном мифе нет никаких конкретных исторических данных. Никому никогда и в голову не приходило устанавливать дату рождения Митры или Озириса. Все происходило "когда-то", в седой древности. Никто не знает и того, когда сложились эти мифы. Евангелия же написаны во времена, когда уже расцветала историческая наука. В Евангелиях указывается точная дата рождения Иисуса Христа и выхода Его на проповедь.

Аллегорически излагая сущность законов природы, мифы никогда не призывают ни к каким новым формам жизни. А Евангелие вошло в мир как проповедь о новом образе жизни. Евангелие начинается с требования переменить старые взгляды, переоценить все ценности и начать борьбу с несправедливостью. Следовательно, и в данном отношении миф и Евангелие противоположны по своей сущности.

Ни у одной древней религии мы не найдем ничего похожего на Евангелие. Все древние мифы, существовавшие до Христа, лишь объясняли устройство мира, и только одно Евангелие потребовало его переустройства на новых началах.

"Христианство, - пишет Герцен, - является совершенно противоположным древнему порядку вещей; это не половинное и бессильное отрицание, а отрицание, полное мощи, надежды, откровенное, беспощадное и уверенное в себе. Противоположность христианского воззрения с древним требовало не переделки, а пересоздания" (А. И. Герцен. Избранные философские произведения. Т. 1. С. 210, 211).

Наконец, христианство как религиозно-народное и даже социальное явление никак не может походить на миф, ибо оно требовало прежде всего переустройства жизни древнего мира. Всякое сопоставление христианства с древними мифами можно отнести или за счет полной неосведомленности, или же за счет преднамеренной попытки дать совершенно ложные освещение всему делу.

Как социально-религиозное явление оно возникло первой половине первого века. Никаких хотя бы малейших данных о существовании христиан до этого времени не было и нет. Но в половине первого века христианство входит в мир как реальная сила. Всякое народное движение, революционное, религиозное или еще какое-то, не появляется на свет без своего вождя или основателя. Христиане открыто заявляли, что они последователи Иисуса Христа, Человека, жившего в Иудее и распятого там в правление Тиверия и его наместника Пилата.

В сороковые и пятидесятые годы нашей эры, то есть примерно через десять-пятнадцать лет после казни Христа, о христианах начинают сразу говорить и вскоре начинаются массовые преследования последователей новой религии.

Христианство было отнюдь не мифом, но реальностью, рождающейся в жизнь в чрезвычайно трагических условиях. И можно смело оказать, что ни одна личность того времени не засвидетельствована так документально, как засвидетельствована историческая личность Иисуса Христа.