Православие и современность. Электронная библиотека

Психологически невозможно допустить, чтобы в половине первого века в Иерусалиме, Антиохии, Риме и других местах возникли общины верующих во Христа, о котором на самом деле никто ничего не знал. В Деяниях говорится, что само название "христиане" появилось во время правления императора Клавдия и иудейского царя Ирода-Агриппы - следовательно, в начале сороковых годов первого века. Очевидно, к этому времени христианские общины уже приобрели известность как какие-то социальные формации.

Время, в которое жил Христос и когда возникла христианская Церковь - это не туманные времена Гомера. Это время, когда жили историки, философы, ученые. Выдумать в те времена несуществующую личность и поставить ее главой новой религии было бы просто невозможно. Тем более было бы невероятно, что эту выдуманную личность стали бы считать за Спасителя, да еще так, что предпочитали бы идти на смерть, нежели отрекаться от Него.

Историческое существование Христа засвидетельствовано живой цепью преемства от Его учеников, лично Им избранных и дальше идущей к их непосредственным ученикам, таким известным лицам, как Игнатий, бывший епископ Антиохийский (56 - 102). Климент, бывший епископом Римским (92 - 102), Папий Иерапольский (умер около 165 года), Поликарп Смирнский (69- 155)и дальше к таким уже всемирно известным, деятелям и писателям II века, как Иустин Философ, Ириней Лионский, Тертуллиан и другие. Непрерывность этой живой цепи - лучшее доказательство того, что в происхождении христианства нет ничего мифического. И Личность Основателя, и все главные деятели - все это вполне исторические фигуры, имеющие твердые исторические координаты.

Поверить глупой сказке, будто бы Евангелие и Деяния святых Апостолов представляют собой миф, может только человек, никогда в жизни не державший в руках эти правдивые книги. Всякий, кто не хочет идти на поводу у недобросовестных авторов всевозможных антирелигиозных брошюр, пусть сам возьмет в руки эти книги и убедится в их правдивости.

О русской православной иконе

В наши дни обострился интерес к русскому религиозному искусству: иконописи, храмовой архитектуре, богослужебному пению. Пошла мода называть это народным русским искусством такого-то века, поясняя при этом, что оно ценится за красоту и человечность. И только. О религиозной сущности если и говорят, то как о чем-то второстепенном.

Если мы захотим перейти на чисто философский язык, то прежде всего должны вспомнить известную формулу: "Форма есть строение содержания". Если же говорить более простыми словами, то искусство есть выражение какой-либо идеи. Без идеи нет искусства. В таком случае естественно спросить: какая же идея породила наше храмовое искусство? Какую идеологию оно выражает? Что хотели выразить в своих творениях созидатели этой красоты?

Атеизм утверждает, что христианская религия-это мрачная, человеконенавистническая идеология, способствующая развитию и сохранению института рабства, насаждающая темноту и невежество, проповедующая бесчеловечного бога, подавляющая в человеке все светлое. И вот перед нашими глазами встает церковное искусство как нечто прекрасное, светлое, жизнеутверждающее. Таким оказывается христианское искусство - естественное порождение христианской идеи.

Храмовое искусство выражает идею исключительной человечности и красоту этой человечности, и именно так, как о том возвещает Церковь в своих догматах.

Чего только не говорилось плохого о христианских догматах?! Говорить можно было что угодно, пока об этих догматах никто не знал. Да и сейчас о них почти никто ничего не знает; разве только из антирелигиозной литературы. Но христианские догматы оказались в центре внимания. Правда, не в словесных своих формулировках, а в их изобразительном виде. Ведь каждый христианин знает, что икона есть написанное красками Имя Божие; что она есть изображение не чего-либо иного, а именно изображение догматов христианских. Иначе она не будет иконой.

Неверующие люди иногда говорят, будто христианские художники создавали свои произведения вопреки догматам Церкви и что только поэтому они и прекрасны. Но такая нелепость просто смешна. Ведь нельзя же признать еретиками таких верных сынов Церкви, как преподобный Андрей Рублев или множество подобных ему иконописцев, строителей храмов и безвестных и известных композиторов как древней Руси, так и последующего времени. Эти люди творили именно для Церкви, только согласно учению Церкви, согласно ее догматам. Творили потому, что верили и любили все это. Храмы наши в большинстве строились на общенародные средства: по копейке собирались те большие суммы, которые нужны были для их постройки. Храмы были единственным общенародным местом, где собирались все православные люди для молитвы в праздничные дни. Созидались они именно в духе Православия, под руководством духовенства, но вместе с тем и по религиозным вкусам и чаяниям верующего народа.

Икона - это не просто произведение искусства. Икона есть образное выражение церковного догмата. Часто бывает, что образное выражение лучше и быстрее, чем слово, выражает сущность какой-либо мысли. Так и икона. Она более доступно являет собой сущность христианских догматов.

Попутно о самом слове "догмат". В наши дни слово "догмат" часто произносится в смысле чего-то застывшего, окостенелого, далекого от быстротекущей жизни. Это неверно. Слово "догмат", трудно переводимое на русский язык, в христианском понимании означает примерно то же, что и слова "идеал", "принцип", "установление", "истинное понимание". Высшие идеалы, принципы и основные установления, основные истины уже по самой своей сущности должны быть постоянными, неизменными, иначе они не будут ни истинными идеалами, ни принципами. В христианской Церкви слово "догмат" понимается в смысле вечной истины. Поэтому каждому должно быть понятно, что говорить о догматах как о чем то закостенелом - значит просто не разбираться в этом вопросе. Вечные истины неизменны.