Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Сообразно состоянию славы Богочеловека, преимущественно явленной во дни Пятидесятницы, Православная Церковь со времен апостольских предлагает в эти дни на Литургиях чтения из книги Деяний Апостольских и из Евангелия от Иоанна. Каким образом чтение Деяний Апостольских служит ко славе Спасителя воскресшего, седящаго одесную Отца и ниспославшего Св. Духа, — это во всей полноте объясняет св. Иоанн Златоуст.«Настоящая книга действительно содержит в себе по преимуществу доказательства Воскресения, — говорит святитель. — В ней можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелиях; истину, сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым. Христос сказал ученикам: всяк веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит (Ин. 14, 12), и предсказал им; что они пред владыки и цари ведени будут, что их будут бить на сборищах их (Мф. 10, 17–18), что они подвергнутся жесточайшим мукам и над всем восторжествуют, и что Евангелие проповестся во всем мире (Мф. 24, 14). Все это, равно как и еще многое другое, что Он говорил, обращаясь с учениками, представляется в книге исполнившимся совсею точностью. Здесь же увидишь и то, как сами апостолы, будто на крыльях, обтекали землю и море, как они, некогда боязливые и немудрые, вдруг сделались другими людьми, стали презирать богатство и славу, были недоступны ни гневу, ни зависти, и сделались решительно выше всего; (увидишь), что они имели великое единомыслие и что между ними никогда уже не было, как прежде, ни зависти, ни спора о первенстве, а напротив, в них водворилась всякая совершенная добродетель, и в особенности просияла любовь, о которой и (Христос) много заповедывал им, говоря: о сем разумеют ecu, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Все, что заключается в этой книге, достойно удивления, но и в особенности — то снисхождение апостолов, которое внушил им Дух Святой, приготовляя их на служение слову о домостроительстве спасения. Поэтому‑то, говоря столько о Христе, они не многое сказали о Божестве Его, а больше говорили о Его человечестве, страданиях, воскресении и вознесении. Теперь им прежде всего нужно было удостоверить в том, что Он пришел от Отца, так и Лука (в особенности доказывает), что Господь воскрес и вознесся, и отошел к Отцу».[586]В другой своей беседе говорит Златоуст:«Нужно сказать: почему отцы наши установили читать книгу Деяний в продолжение Пятидесятницы? В день Креста (в Великую Пятницу)

Поэтому то, что особенно удостоверяет в воскресении Господнем, отцы и установили читать тотчас после Креста и живоносного Воскресения. Телесными очами ты не видал восставшего Господа, но воскресшего Его ты видишь очами веры. Телесными очами ты не видал Его восставшего, но посредством чудес ты зришь Его воскресшего из мертвых: повествование о чудесах руководствует тебя к созерцанию верой. Итак, чудеса, совершенные именем Воскресшего, составляют важнейшее и очевиднейшее доказательство Воскресения. Ибо чего ни с кем не бывает, то произошло с Иисусом Христом и апостолами, которые при жизни Его оставили Его, и, когда Он взят был, покинули, Его и разбежались; но после бесчисленных поношений и после Креста так высоко начали уважать Его, что и души свои положили за исповедание Его и за веру в Него. Если бы Иисус Христос не воскрес из мертвых, то как могло случиться, что те, которые при жизни Его разбежались от угрожавшей опасности, те самые по смерти Его за Него подвергли себя бесчисленным опасностям? Все прочие (апостолы) разбежались, а Петр даже троекратно отвергся Его с клятвою; но тот самый, кто троекратно отвергся Его с клятвою, устрашившись бессильной рабыни, тот самый по смерти Учителя так изменился, что отделившись от целого народа и вошедши в сонмище иудеев, говорил, что Распятый и Погребенный воскрес в третий день и вознесся на небеса и что он более уже не боится ничего. Откуда ему такое дерзновение? Ниоткуда более, как от уверенности в воскресении; как от того, что Петр видел Его, беседовал с Ним, слышал Его предсказания о будущем; посему и подверг себя опасности за Него, как за живого; и такое получил мужество против всех бедствий, и столь великую стяжал силу и дерзновение, что решился за Него (Христа) умереть и быть распятым на кресте обращенным головою вниз. Итак, когда видишь, что по воскресении Христовом совершаются великие чудеса; что те же самые ученики, кои прежде оставили Его, лучшее восчувствовали к Нему расположение и большее показали (за Него) дерзновение; что во всем произошла величайшая перемена и все приведено в совершеннейшее положение: то узнай из самого опыта, что деяния Христовы не до смерти Его только продолжались, но что за смертию Его последовало Воскресение и что распятый Христос всегда жив и пребывает бессмертен. Если бы Он не воскрес и не ожил: то ученики после этого не произвели бы чудес больших, нежели какие производили они до Креста. Тогда ученики оставили бы Его, а ныне вся вселенная притекает к Нему, и не Петр только, но бесчисленное множество других, и притом — что гораздо важнее примера Петрова — не видевшие Его предали за Него души свои, усечены были во главу и претерпели бесчисленные мучения, чтобы умереть, сохранив веру в Него целою и непорочною. Видишь ли во всем этом ясное свидетельство Воскресения, — в чудесах тогдашних и нынешних, — в расположении учеников тогдашних и нынешних, — в опасностях, которым всегда подвергались верующие!»[587]

Сообразно также состоянию прославления Богочеловека, торжествуемому Церковью особенно во дни Пятидесятницы, во время ее читается на Литургиях Евангелие от Иоанна; потому что в этом Евангелии, давшем евангелисту имя Богослова, в особенной полноте и величии открываются божественные свойства Бога Триипостасного и Богочеловека.

Сообразно пятидесятидневному торжеству своему, Церковь на первом Вселенском Соборе постановила не преклонять колен во время молитвы при богослужении в день Господень и во дни Пятидесятницы, внушая этим, что и мы воскресли со Христом и вышних искать должны.[588]Вам надобно знать, братия, — говорит св. Амвросий медиоланский в слове своем в день Пятидесятницы, — для чего в продолжение 50 дней у нас непрестанный праздник, в который мы не преклоняем колен в молитве, но как в день воскресный торжествуем весело? День воскресный для нас почтен и торжествен потому, что в этот день Спаситель, как восходящее солнце, рассеяв мраки ада, воссиял светом Воскресения. Подобно воскресному дню, все 50 дней торжествуются и все они как бы воскресными почитаются».[589]В некоторых местах всю Пятидесятницу разрешали от поста.

Святя Пятидесятницу, древние христиане должны были все это время проводить наиболее в делах благочестия и духовного веселья.[590]В древности в продолжении 50 дней Пятидесятницы запрещены были общественные зрелища, игры и увеселения.[591]Впрочем, эти 50 дней не были и совершенным праздником, но как суббота отличается от прочих дней седмицы, так неделя Пятидесятницы от следующих за нею недель. Празднование 50 дней Пятидесятницы не требовало совершенного покоя от дел житейских, предписанного в воскресные дни и другие праздники. Совершение ее сохранилось в Православной Восточной Церкви неизменным доселе, и есть не что иное, как попразднество Пасхи, предпразднество, торжество и попразднество вознесения Господня и сошествия Св. Духа.

Недели Цветной триоди, или Пятидесятницы, посвящены Церковью — каждая воспоминанию событий, совершившихся во время Пятидесятницы и непреложно свидетельствующих о божественной славе Воскресшего, Вознесшегося на небеса и Ниспославшего Пресв. Духа на св. своих учеников и апостолов.

Неделя Пасхи.

Событии, Воскресения Христова и явления Воскресшего.

Все предосторожности, принятые первосвященниками и старейшинами народа иудейского для охранения гроба Господня обращены были Промыслом к славе Воскресения Спасителя из мертвых в третий день по смерти, как предсказали пророки и предрек Сам Господь апостолам, книжникам и старейшинам народа иудейского и всему народу (Мф. 17, 22–23; Мк. 10, 33–34; Ин. 2, 19–22; Мф. 27, 62–63). В глубокое утро третьего дня по смерти Христовой, или в первый день недели, по восходе зари, но до полного еще рассвета (Мф. 28, 1; Мк. 16, 2; Лк. 24, 1. 22; Ин. 20, 1), произошло великое землетрясение; Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Зрак Ангела был, яко молния и одеяние его было, яко снег. От страха сотрясошася стрегущии, и быша, яко мертви, и рассеялись (Мф. 28, 2. 4. 11). Так Господь расторг врата адовы и Своим божественным всемогуществом воскресил Свое человечество и положил основание нашему блаженному воскресению!

Своими многократными явлениями по Воскресении Своем в продолжение 40 дней, Господь засвидетельствовал истину Своего Воскресения из мертвых: постави Себе жива во мнозех истинных знамениих (Деян. 1, 3) — пред Апостолами, иже, как сами о себе говорят они, с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его из мертвых (Деян. 10, 41);«Денми четыредесятми являяся им (Деян. 1, 3). В то время Христос уже непостоянно был с Апостолами, — не так, как до Воскресения. Заметь, не сказал (Лука): четыредесять дней, но: денми четыредесятми, так как Христос являлся и опять скрывался. Для чего так? Дабы возвысить мысли учеников и не допустить их обращаться с Ним по–прежнему. И не без причины Он являлся им, но потому, что тщательно заботился об устроении двух вещей, — о том, чтобы поверили Воскресению, и чтобы, наконец, думали о Нем выше, чем о простом человеке. Почему же он явился не всем, а только апостолам? Потому что народу, не знавшему неизреченного таинства, Он показался бы привидением. Если и сами Апостолы сначала не верили, приходили в смущение и нуждались в прикосновении рукою и в (общении) трапезы: то чего следовало ожидать от народа? Поэтому‑то Воскресение неопровержимо доказывается чудесами, для того, чтобы оно было несомненно не только для современников, но и для всех родов последующих. В самом деле, если Он не воскрес, но пребывает умершим: то каким образом апостолы совершали чудеса Его именем? Поэтому‑то и сам (Христос) оставался (на земле) после Воскресения сорок дней, давая видеть Себя в течение продолжительного времени, дабы (ученики) не считали видимого привидением. Да и этим Он не удовольствовался, но присовокупил еще и трапезу, о чем далее и говорит (Лука): Со ними же и ядый (Деян. 1, 4). Это всегда и апостолы поставляли свидетельством Воскресения, говоря: иже с ним ядохом и пихом (Деян. 10, 41).[592] Потому и вкушал Господь пищу с апостолами, говорит Златоуст, чтобы они не почли явления Его за призрак».[593]

Явления Иисуса Христа по Воскресении Его можно уподобить солнечному восходу, который, начинаясь зарею, постепенно увеличивается и достигает полноты своей. В слове Божием явления Господа воскресшего, воспоминаемые в неделю Пасхи, открыты следующие.

Первой из членов новонасажденной своей Церкви глава ее Иисус Христос по Воскресении своем явился, как упоминают наши церковные богослужебные книги, Пречистой Матери своей. Так, в богослужении в неделю жен–мироносиц Церковь, обращаясь к Богоматери, воспевает:«Воскресшего видевши Сына твоего и Бога, радуйся со апостолы, Богоблагодатная, чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вину восприяла еси, Богомати всенепорочная».[594] Далее, — начиная с первого дня Пасхи и до самого отдания светлого праздника, в продолжение шести недель мы постоянно слышим торжественную песнь Пресвятой Деве:«Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево радуйся, и паки реку радуйся: Твой Сын воскресе тридневенен от гроба». Из сих песней можно заключать, что Богоматерь видела Господа, и первая услышала от Ангелов благовестие о воскресении Его. Исторические сказания действительно повествуют о том, что Господь по воскресении своем прежде всех явился Пречистой Матери Своей.«И первее убо, — говорит синаксарь во святую и великую Пасху, — Воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо сидящей, гроба с Магдалиною, как говорит Матфей». Что говорит Матфей? В одном месте находим: бе же ту (при погребении) Мария Магдалина, и другая Мария, седящи прямо гроба (27, 61); в другом: прииде (в глубокое утро Воскресения Христова) Мария Магдалина; и другая Мария, видети гроб (28, 1). Какое лицо скрывается здесь под выражением: другая Мария? Синаксарь указывает в нем Пресвятую Деву, Матерь Господа, — что весьма естественно, и более чем вероятно. Если бы это была не Она, то евангелист вместо неопределенного другая, сказал бы, какая именно Мария, во–первых, потому, что здесь же, говоря о двух Мариях, одну прямо назвал Магдалиной; во–вторых, потому, что недавно повествуя о распятии Господа и упоминая о присутствующих при этом святых женах, святой повествователь означил каждую из них собственным ее прозванием: бяху же ту, — говорит, и жены: в нихже бе Мария Магдалина, и Мария Иакова и Иосии мати, и мати сыну Зеведеову, т. е. Саломия, и иныя многия. Употребляя вместо определенного выражения неопределенное — другая Мария, св. Матфей очевидно имеет намерение отличить эту Марию от всех прочих известных Марий, и указать именно на ту, которую христиане могли узнать и без прямого названия и которой враги христианства не должны были знать. Впрочем синаксарь между женами, приходившими на гроб и видевшими Воскресение Спасителя, разумеет ту, которая названа Марией Иосифовою. Иосий был сын Иосифа, обрученника Пресвятой Девы. Но чтобы Воскресение не казалось сомнительным по явлению Воскресшего Матери Своей, евангелисты глаголют, что Он первее является Магдалине Марии.[595] Св. Димитрий ростовский, описывая жизнь Марии Магдалины, также замечает, что первое явление Господа было Пресвятой Деве:«От Господа толь бяше любима, пишет он о Магдалине, — яко первее всех — по Пречистой Матери Своей, — Господь Своим по Воскресении явлением почти ю».[596]

Первой после Богоматери Иисус Христос воскресший явился Марии Магдалине. По прошествии дня покоя, утром в первый день недели эта благочестивая жена вместе с другими мироносицами пошла ко гробу Господа, чтобы помазать тело Его благовониями. Приближаясь ко гробу, мироносицы в недоумении говорили между собой: кто отвалит нам камень от дверей гроба. Но видят, что камень, который бе велий зело, уже отвален от гроба и гроб открыт. Магдалина, думая, что тело Господа перенесено отсюда в другое место, тотчас и поспешно удаляется. Спутницы же ее вошли во гроб и, не найдя тела Господа, недоумевали: тогда пред ними предстали Ангелы в блистающих ризах. Жены были в страхе и потупили взоры на землю: что ищите Живаго с мертвыми, вещали им Ангелы. Несть зде, но воста: помяните, якоже глагола вам. Приидите, видите место, идеже лежа Господь. И скоро шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых: и се варяет вы в Галилеи[597]: тамо Его узрите (Мф. 28, 5–7; Мк. 16, 1–7; Лк. 24, 1–7; Ин. 20, 1–2). Но Магдалина предварила своих спутниц с известием к ап. Петру и Иоанну, что нет тела Господа во гробе. Апостолы немедленно поспешили туда и, войдя во гроб, нашли в нем одни пелены и плат, бывший на голове погребенного Спасителя, и возвратились домой.

Магдалина, придя опять ко гробу Господа, стояла подле гроба и плакала не зная, где найти тело Господа. В это время она, обернувшись назад, видит, но не узнает стоящего Спасителя. Он спрашивает ее: жено, что плачеши? кого ищеши? Мария отвечала вопрошающему, считая Его за вертоградаря: аще ты ecu взял Его; повеждь ми; где ecu положила Его: и аз возьму Его. Мария! — восклицает мнимый вертоград. Учитель! — вопиет плачущая и повергается пред воскресшим Господом (Ин. 20, 3–17). Это было первое явление Воскресшего, упоминаемое в Евангелии.