Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Христос сшед в борьбе адове един:

Многая взем победы корысти взыде.

Этими стихами начинается синаксарь на неделю Пасхи, в которую, по словам его,«мы празднуем самое живоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Посему и радуясь преестественно, мы светло празднуем Воскресение, выражая радость, которою по милосердию Божию обогатилось наше естество; так же празднуем и вражды разрушение, и изображая соединение с Богом и Ангелами, творим обычное целование».

Богослужение в Пасху.

Утреня.

Божественной славе Воскресшего и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождается богослужение и в первый день Пасхи, и во всю Светлую седмицу. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от рабства египетского, и новый Израиль со времен апостольских бодрствует»в священную и предпраздничную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражией. Рано утром, желая вместо мира песнь принести Владыке и Христа узреть, — Солнце правды, всем жизнь воссияюща, Церковь о часе утреннем продолжительно благовестит верующим, призывая к празднованию Воскресения Христова, вжигает свещи вси и кандила»; устрояет сосуды с углем горящим и обильно влагает в них фимиам благовонный, да исполнится весь храм света и благоухания. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан — в светлейшие священные одежды».[627] На торжественное призывание Церкви храм немедленно наполняется званными в светлых одеждах радости и со знаками торжества, — светильниками.

Таким образом, в светлый праздник и храмы Божий, и православноверующие обильно блистают радостным светом, по древнему обычаю, неизменно в Церкви Православной сохраняемому. Об этом обычае упоминают древние отцы Церкви. Св. Григорий Богослов в слове своем на св. Пасху говорит:«Прекрасно у нас и вчера блистало и освещалось все светом, каким наполняли мы и дома частные, и места общественные, когда люди всякого почти рода и звания щедрыми огнями просветили ночь, в образ великого света, каким небо сияет свыше, озаряя красотами целый мир. Но прекраснее и блистательнее нынешняя светозарность, потому что вчерашний свет был предтечею великого воскресшего Света и как бы предпразднственным веселием; а ныне празднуем самое уже Воскресение, не ожидаемое еще, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир».[628] Св. Григорий Нисский в слове своем на Св. Пасху, говорит:«Истинный покой субботы, Богом благословенной, в которую Господь почил от дел своих, одержав победу над смертью для спасения мира, — сей истинный покой уже кончился и усладил как взоры, так и слух и сердце всех тем, что мы при совершении торжества видели, слышали и чувствовали радостного для сердца. Очи наши видели свет, сиявший от свещей и подобно огненному облаку носившийся пред нами в нощном мраке. Светлая нощь, слившая свет свещный с утренними лучами солнца, составила один беспрерывный день, нераздельный ни малым промежутком мрака».

В светлом ликующем, величественном виде, при пении:«Воскресение твое Христе Спасе Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в песнопениях священных,«веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху, — подобно мироносицам, которые Его же яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующеся живому Богу». Шествие сопровождается великим звоном. Обойдя кругом храма, Православная Церковь, подобно первенствующей в лице мироносиц, сретает воскресшего Господа вне храма, как вне Иерусалима, пением: Христос воскресе, и с радостною вестью: Христос воскресе, чем начинается светлая утреня, шествует во храм, как текли некогда и мироносицы в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Красуясь, ликуя и радуясь,«Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща», Церковь высокую свою радость выражает на утрени велиим гласом и неумолчным пением, многократно — во время каждой песни канона приветствуя и радуя предстоящих при каждении словами:«Христос воскресе».

О неумолчном величественном пении в праздник Пасхи, издревле до нынешних времен совершаемом Православной Церквью, особенно свидетельствует св. Григорий Нисский, св. отец и писатель Церкви 4 века. Святитель говорит:«Слух наш оглашается во всю (светлую) ночь словом (Божиим); псалмами, пением, песнями духовными, кои втекая в душу радостнымпотоком, преисполняли нас благими надеждами, и сердце наше, приходя в восхищение от слышимого и видимого, и возносясь чрез чувственное к духовному, предвкушало несказанное блаженство, так что блага сего покоя, удостоверяя собою в неизреченной надежде на получение уготованного, служат для нас образом тех благ, их же око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9)».[629]

Высокие песнопения Церкви, ныне в светлый праздник слышимые, принадлежат большей частью св. Дамаскину, но который сложил их согласно с высокими выражениями о Пасхе священных писателей и древних отцов Церкви, — преимущественно же св. Григория Богослова, Нисского и других. Св. Григорий Богослов в слове своем на Св. Пасху говорит:«Вещаю вам так: Пасха, Господня Пасха! она у нас праздников праздник и торжество торжеств. Великая и священная Пасха! Слово Божие, и Свет, и Жизнь, и Мудрость, и Сила!«В этих словах не слышим ли выражения нынешних пасхальных песнопений, в которых Церковь до сих пор поет:«Воскресение день, просветимся людие! Пасха Господня, Пасха; праздников праздник и торжество есть торжеств; Пасха велия и священнейшая Христе, о Мудросте и Слове Божий и Сило». Ко дню Пасхи св. Григорий Нисский в слове своем на Пасху относит, как и до сих пор мы слышим в пении пасхальном, пророческие слова: сей день, его же сотвори Господь, и говорит:«Не тяжкое какое‑либо неудобоисполнимое дело заповедано нам в сей день, но радость и веселие. Ибо пророк прибавляет: возрадуемся и возвеселимся в он (Пс. 117, 24)».[630]

В день примирения неба и земли, когда Церковь при конце светлой утрени возглашает:«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением», православноверующие в мире и любви приветствуют друг друга, одни произнося: Христос воскресе! А другие ответствуя: воистину воскресе! И это приветствие запечатлевают св. лобзанием и дарением пасхальных яиц. Приветствие и лобзание, или по просторечию — христосование, начинается в алтаре в конце утреннего богослужения между священнослужителями, подобно приветствию от Ангелов и от самого Воскресшего мироносицам в вертограде, в самый день Воскресения Христова, и распространяется вне вертограда (Мф. 28, 5–10; Ин. 20, 16–18). Священнослужащие исходят из алтаря со священными знамениями христианства: Крестом, Евангелием и св. иконами, становятся пред царскими вратами, лицом к предстоящим. Тогда находящиеся во храме идут к Священному собору и, целуя Крест, Евангелие и иконы, приветствуют с Воскресением Христовым и лобзают священнослужащих.[631] После сего приветствие и целование становятся всеобщими; присутствующие во храме взаимно приветствуют и целуют друг друга, и то же приветствие и лобзание несут в дома, как сами, так наипаче священнослужащие, которые, посещая жилища верующих с Животворящим Крестом и св. иконами, подобно Ангелам, поющим Воскресение Христово на небеси, молят Господа сподобить и их на земли чистым сердцем Его славити,[632] и подобно апостолам проповедуют Воскресшего в мире. Таким образом радостная весть о Воскресшем, соединяя сердца наши для единой и общей святой радости во Иисусе Христе Воскресшем, распространяется из алтаря, как от горнего Престола Божия, во весь мир.

Обыкновение православных христиан взаимно приветствовать, целовать и дарить друг другу яйца в светлую неделю Пасхи есть весьма древнее и поучительное. Приветствуя взаимно с радостью Воскресения Христова, верующие уподобляются ученикам и ученицам Господа, когда по Воскресении Его они собеседовали между собою о Воскресшем и говорили: воистину воста Господь (Лк. 24, 14; Лк. 24, 22–24; Лк. 24, 34–35). Подражая апостольскому собеседованию о Воскресении Иисуса Христа, Церковь православная Кафолическая, сближаясь по духу своего благочестия с первыми членами, — свидетелями уничижения и прославления Господа (Лк. 24, 48), исповедует, что она есть единая, святая, соборная и апостольская Церковь.

С приветствием Церковь православная издревле также соединяет лобзание мира и святой любви, которое в первые времена христианства употреблялось в приветствиях обыкновенных и при священнодействиях (Рим. 16, 16). Со времен апостольских до сих пор, при совершении святейшего таинства тела и крови Христовых, на божественной Литургии сохраняется, во имя Примирителя неба и земли, знамение примирения и любви — св. лобзание. Это знамение, конечно, со времен апостольских особенно совершалось, как и ныне совершается, в Пасху, потому что она есть праздник божественного прославления тела и крови Христовых и примирения человека с Богом. Поэтому, без сомнения, преимущественно св. лобзание при всегдашней божественной Литургии бывает только среди священнослужащих, а в праздник Пасхи и между всеми верующими. О св. лобзании, бывшем в древности, св. Златоуст в слове своем на Св. Пасху говорит:«Да памятуем и те св. целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».