Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

В светлом ликующем, величественном виде, при пении:«Воскресение твое Христе Спасе Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в песнопениях священных,«веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху, — подобно мироносицам, которые Его же яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующеся живому Богу». Шествие сопровождается великим звоном. Обойдя кругом храма, Православная Церковь, подобно первенствующей в лице мироносиц, сретает воскресшего Господа вне храма, как вне Иерусалима, пением: Христос воскресе, и с радостною вестью: Христос воскресе, чем начинается светлая утреня, шествует во храм, как текли некогда и мироносицы в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Красуясь, ликуя и радуясь,«Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща», Церковь высокую свою радость выражает на утрени велиим гласом и неумолчным пением, многократно — во время каждой песни канона приветствуя и радуя предстоящих при каждении словами:«Христос воскресе».

О неумолчном величественном пении в праздник Пасхи, издревле до нынешних времен совершаемом Православной Церквью, особенно свидетельствует св. Григорий Нисский, св. отец и писатель Церкви 4 века. Святитель говорит:«Слух наш оглашается во всю (светлую) ночь словом (Божиим); псалмами, пением, песнями духовными, кои втекая в душу радостнымпотоком, преисполняли нас благими надеждами, и сердце наше, приходя в восхищение от слышимого и видимого, и возносясь чрез чувственное к духовному, предвкушало несказанное блаженство, так что блага сего покоя, удостоверяя собою в неизреченной надежде на получение уготованного, служат для нас образом тех благ, их же око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9)».[629]

Высокие песнопения Церкви, ныне в светлый праздник слышимые, принадлежат большей частью св. Дамаскину, но который сложил их согласно с высокими выражениями о Пасхе священных писателей и древних отцов Церкви, — преимущественно же св. Григория Богослова, Нисского и других. Св. Григорий Богослов в слове своем на Св. Пасху говорит:«Вещаю вам так: Пасха, Господня Пасха! она у нас праздников праздник и торжество торжеств. Великая и священная Пасха! Слово Божие, и Свет, и Жизнь, и Мудрость, и Сила!«В этих словах не слышим ли выражения нынешних пасхальных песнопений, в которых Церковь до сих пор поет:«Воскресение день, просветимся людие! Пасха Господня, Пасха; праздников праздник и торжество есть торжеств; Пасха велия и священнейшая Христе, о Мудросте и Слове Божий и Сило». Ко дню Пасхи св. Григорий Нисский в слове своем на Пасху относит, как и до сих пор мы слышим в пении пасхальном, пророческие слова: сей день, его же сотвори Господь, и говорит:«Не тяжкое какое‑либо неудобоисполнимое дело заповедано нам в сей день, но радость и веселие. Ибо пророк прибавляет: возрадуемся и возвеселимся в он (Пс. 117, 24)».[630]

В день примирения неба и земли, когда Церковь при конце светлой утрени возглашает:«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением», православноверующие в мире и любви приветствуют друг друга, одни произнося: Христос воскресе! А другие ответствуя: воистину воскресе! И это приветствие запечатлевают св. лобзанием и дарением пасхальных яиц. Приветствие и лобзание, или по просторечию — христосование, начинается в алтаре в конце утреннего богослужения между священнослужителями, подобно приветствию от Ангелов и от самого Воскресшего мироносицам в вертограде, в самый день Воскресения Христова, и распространяется вне вертограда (Мф. 28, 5–10; Ин. 20, 16–18). Священнослужащие исходят из алтаря со священными знамениями христианства: Крестом, Евангелием и св. иконами, становятся пред царскими вратами, лицом к предстоящим. Тогда находящиеся во храме идут к Священному собору и, целуя Крест, Евангелие и иконы, приветствуют с Воскресением Христовым и лобзают священнослужащих.[631] После сего приветствие и целование становятся всеобщими; присутствующие во храме взаимно приветствуют и целуют друг друга, и то же приветствие и лобзание несут в дома, как сами, так наипаче священнослужащие, которые, посещая жилища верующих с Животворящим Крестом и св. иконами, подобно Ангелам, поющим Воскресение Христово на небеси, молят Господа сподобить и их на земли чистым сердцем Его славити,[632] и подобно апостолам проповедуют Воскресшего в мире. Таким образом радостная весть о Воскресшем, соединяя сердца наши для единой и общей святой радости во Иисусе Христе Воскресшем, распространяется из алтаря, как от горнего Престола Божия, во весь мир.

Обыкновение православных христиан взаимно приветствовать, целовать и дарить друг другу яйца в светлую неделю Пасхи есть весьма древнее и поучительное. Приветствуя взаимно с радостью Воскресения Христова, верующие уподобляются ученикам и ученицам Господа, когда по Воскресении Его они собеседовали между собою о Воскресшем и говорили: воистину воста Господь (Лк. 24, 14; Лк. 24, 22–24; Лк. 24, 34–35). Подражая апостольскому собеседованию о Воскресении Иисуса Христа, Церковь православная Кафолическая, сближаясь по духу своего благочестия с первыми членами, — свидетелями уничижения и прославления Господа (Лк. 24, 48), исповедует, что она есть единая, святая, соборная и апостольская Церковь.

С приветствием Церковь православная издревле также соединяет лобзание мира и святой любви, которое в первые времена христианства употреблялось в приветствиях обыкновенных и при священнодействиях (Рим. 16, 16). Со времен апостольских до сих пор, при совершении святейшего таинства тела и крови Христовых, на божественной Литургии сохраняется, во имя Примирителя неба и земли, знамение примирения и любви — св. лобзание. Это знамение, конечно, со времен апостольских особенно совершалось, как и ныне совершается, в Пасху, потому что она есть праздник божественного прославления тела и крови Христовых и примирения человека с Богом. Поэтому, без сомнения, преимущественно св. лобзание при всегдашней божественной Литургии бывает только среди священнослужащих, а в праздник Пасхи и между всеми верующими. О св. лобзании, бывшем в древности, св. Златоуст в слове своем на Св. Пасху говорит:«Да памятуем и те св. целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Приветствуя и целуя друг друга, православные христиане сохраняют также благочестивое обыкновение христианской древности — взаимно дарить иногда в праздник Пасхи яйца. Это пасхальное обыкновение»есть всеобщее в восточной Кафолической Церкви. Оно существует не только в России, но и в Греции, в Азии, в Египте, в Ливии, во всем мире, где только есть Православная Церковь,[633] и произошло, как говорит предание, от равноапостольной Марии Магдалины. Она, по вознесении Господнем придя в Рим для проповеди Евангелия, предстала перед императором Тиверием и, поднесши ему красное яйцо, сказала: Христос Воскресе; и таким образом начала свою проповедь. Первенствующие христиане, зная, по преданию, об этом простосердечном приношении равноапостольной Магдалины, начали подражать ей, и, при воспоминании Воскресения Христова, дарить друг другу яйца. Апостольское происхождение благочестивого обыкновения православных христиан употреблять яйца в Пасху подтверждается рукописью 10 века, хранящеюся в монастыре св. Анастасии, находящемся недалеко от Фессалоник. В этой рукописи сказано, что обыкновение это существует от самых времен апостольских и получило начало от св. Марии Магдалины.

Что же побудило св. Магдалину поднести красное яйцо Тиверию. И что означает это приношение? Издревле бедные люди, особенно иудеи, приносили яйцо, в знак почтения и уважения, друзьям, благодетелям, богатым людям и властям в первый день нового года и во дни рождения их. Итак удивительно ли, что бедная жена, не носившая ни злата, ни сребра, ни меди при поясе своем (Мф. 10, 9), пришедши в знаменитый и гордый Рим проповедать имя Распятого, предстала пред лицом императора с яйцом, — этим малым и обыкновенным даром людей бедных? Но для чего ж она окрасила яйцо? Может быть, св. Магдалина как истинная израильтянка окрасила яйцо в подражание пасхальному обряду евреев, которые, омочив иссопную кисть в крови пасхального Агнца, помазывали ею пороги дверей своих (Исх. 12, 22), и таким образом открыла императору великую благочестия тайну, что мы избавились от суетного жития, честною кровию яко агнца непорочна и Пречиста Христа (1 Пет. 1, 18).[634]

По примеру равноапостольной Марии Магдалины православные христиане, взаимно даря в Пасху яйца, исповедуют Животворящую смерть и Воскресение Господа, — два события, которые Пасха соединяет в себе. Как из яйца, из‑под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая прежде была совершенно сокрыта ею, так из гроба, — жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Итак, пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей божественной веры и служит видимым знаком блаженного Воскресения мертвых, залог которого имеем мы в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада.

После взаимного приветствия верующих с Воскресением Христовым и после общего выражения примирения, Православная Церковь умножает радость верующих словом св. Иоанна Златоуста, основанном на евангельской притче (Мф. 20, 1–16), изображающей беспредельную благость Господа, призывающего всех к Себе и награждающего послушных гласу Его не по делам их, а по благодати. Указывая на неизреченную благость Божию, Церковь словами вселенского святителя призывает всех насладиться светлым торжеством, призывает благочестивого и боголюбиваго с радостию войти в радость Господа; призывает постившегося принять динарий; делавшего от первого часа принять должную плату; пришедшего по третьем часе с благодарностью праздновать; пришедших по шестом и девятом часе приступить без всякого сомнения; пришедшего и в одиннадцатый час не медлить.«Ибо Владыка любочестив: приемлет последнего, как и первого. Итак, все войдите в радость Господа своего: и первые, и последние приимите мзду, богатые и убогие ликуйте друг с другом».

Светлая утреня оканчивается первым часом, но который, как и прочие Часы богослужебные, не читается, а поется, в знамение высокого торжества Пасхи.

Литургия.

Труда ради бденного Церковь в день светлого торжества совершает Божественную Литургию св. Златоуста ранее всех дней года. Торжествуя и во всех своих священнодействиях пасхальных изображая победу над смертью и начало вечной блаженной жизни, Церковь на Литургии в первый день и прочие дни пасхальной седмицы автифонами из псалмов 65, 66 и 67 призывает всю вселенную воскликнуть Господеви и дать славу Ему. Чтением апостольским, заключающим в себе начало книги Деяний Апостольских, Церковь возвещает о Воскресении Иисуса Христа, Который пред Апостолами постави себе жива по страдании своем, во мнозех истинных знамениих, денми четыредесятми являяся им, и глаголя яже о царствии Божий: с нимиже и ядый: об обетовании апостолам Св. Духа и о вознесении Спасителя на небо (Деян. 1, 1–11).