Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Но как Господь»явился всю тварь обновити, т. е. новый мир соделати иный от перваго», то по отношению к этому благодатному обновлению и пакибытию Святым Духом (Тит. 3, 5), дарованному нам Господом в струях иорданских, и по отношению к гражданскому новому году, который незадолго до того начинается, день Богоявления можно назвать великим новым годом, в который»Бог в Троице новый мир созидает, вся обновляет»[[168]]. Со дня Богоявления началось окончательно утверждение Нового Завета, совершившееся, по предсказанию пр. Даниила, в полседмины (Дан. 9, 27), т. е. в 3,5 года, проповедью, смертию и воскресением Спасителя.

Примечание.

Вероятно, около праздника Богоявления, как при начале нового года явившейся благодати Божией, спасительной всем человеком (Тит. 2, 11), александрийские епископы, первоначально по обычаю[[169]], а после и по закону[[170]], извещали христиан о праздновании Пасхи и о других праздниках наступившего года. Сии известия епископы посылали прежде Пасхи, и, конечно, прежде Великого Поста, начало которого зависит от времени празднования Пасхи, и следовательно, около дня Богоявления.

Начало праздника Богоявления относится ко временам Апостольским. О нем упоминается в постановлениях Апостольских, где говорится:«Богоявления праздник да празднуют, понеже в той день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Ему Отцу в крещении, и Утешителю Св. Духу, в виде голубине показавшу предстоящим Свидетельствованного»[[171]]. Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное пред этим праздником бдение, проводимое в священном служении, указывает Климент александрийский[[172]]. В III веке о событии Богоявления беседовали при богослужении священномученик Ипполит и Григорий, неокесарийский чудотворец. В IV веке св. Отцы Церкви: Григорий Богослов, Григорий нисский, Амвросий медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои высокие поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления. Отцы Церкви: V века Анатолий константинопольский, VII–го — Андрей и Софроний иерусалимские; VIII–го — Козьма маиумский, Иоанн Дамаскин и Герман константинопольский; IX–го — Иосиф Студит, Феофан и Византии, изложили многие песнопения на праздник Крещения Христова, доселе поемые Церковью в день сего события.

Важность празднества.

День Богоявления Господня издревле в числе великих и дванадесятых праздников. В постановлениях о дне Богоявления заповедано:«Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил вам Божество»[[173]]. Этот праздник в Прав. Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба сии праздника, соединенные святками, составляют как бы одно торжество. Своими священными воспоминаниями следуя от Вифлеема к Иордану и сретая событие Крещения, Церковь вопиет:«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает. Приидите увидим вернии, где крестился Христос: устами чистыми и душами измовенными приидите, тайно оставя Вифлеем. Предыдите Ангельския силы от Вифлеема к струям Иорданским: и предгряди Иоанне, оставя пустыню, готовься Иордан–река, готовься Зовулон и красуйся Неффалим, вся земля да радуется». Впрочем, созерцая в Рождестве Иисуса Христа начало Его спасительного явления в мире, а в Крещении начало вступления Его во всенародное служение спасению мира, Церковь сообразно с сим созерцанием говорит:«Светел убо мимошедший праздник (т. е. Р. X.), светлейший же, Спасе, приходящий: тот кровем изливаемым, яко безчаден рыдаше Вифлеем: а сей водам благословенным, многочадна познавается купель. Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа. Ясен убо мимошедший праздник, славнейший же настоящий день: в тот Спасу волсви поклонишася, в сем же Владыку раб славен крести. Там пастырие видевше и чудяхуся: здеже глас Отчий единородного Сына проповеда»[[174]].«В предварившем празднике Младенца Тя видехом: в настоящем же совершенна Тебе видим», — говорит Софроний, патриарх иерусалимский[[175]].

Продолжение и богослужение праздника.

Праздник Богоявления с предпразднеством и попразднеством продолжается 13 дней с 15 (2) до 27 (14) января. Равноторжественно прославляя события Рождества Христова и Богоявления, Церковь в празднование последнего начинает приготовлять нас за четыре дня; предпразднество короче рождественского одним днем, но это потому, что за пять дней до Богоявления бывает праздник Обрезания Господня. Впрочем, церковное пение в честь Богоявления:«глубины открыл есть дно», начинается с 14 (1) января. Во второй день предпразднества, 16 (3) января, Церковь воспоминает пророка Малахию, который за 400 лет предвидел, что вослед Предтечи, облеченного духом Илии, приходит в церковь свою Господь и Ангел завета (Мал. 3, 1; IV, 5). Ближайший воскресный день пред праздником Крещения называется неделею пред просвещением. Последний воскресный день пред праздником Крещения, как и пред праздником Рождества Христова, называется навечерием праздника.

В навечерие Крещения Христова при богослужении Церковь представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения, богослужение в навечерие Крещения составляют Царские часы[[176]] и Литургия, своим составом совершенно сходные с часами и Литургией в навечерие рождества Христова, по древле бывшему соединению праздников Рождества и Крещения Христова[[177]].

На 1 часе в псалмах XXXI и XXVI[[178]] Церковь изображает Господа, принявшего крещение, Пастырем, Который, по предречению Давида, пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне всели и на воде покойне воспита. Который просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? В паремии 1 часа словами пророка Исаии Церковь произносит о духовном обновлении верующих во Иисуса Христа (Ис. 35, 1–10); чтением Апостола (Деян. 13, 25—32) и Евангелия (Мф. 3, 1—11) возвещает о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и божественном величии.

На 3 часе во псалмах XXVIII и XLI[[179]] пророк изображает власть и могущество Господа крестившегося — над водою и всеми стихиями мира. Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Вся воды твоя и волны твоя на мне преидоша. В паремии слышим пророка Исаию, который предвидел духовное возрождение чрез крещение и призывал к нему: измыйтеся и чисти будете (Ис. 1, 16—20); в Апостоле о различии крещения Иоаннова от крещения во имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1— 8); в Евангелии о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1—8).

На 6 часе в псалмах LXXIII и LXXVI[[180]] Давид пророчески изображает божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: кто Бог великий, яко Бог наш; ты ecu Бог творяи чудеса. Видеша тя воды Боже, и убояшася: смятошася бездны. В паремии (Ис. 12) Пр. Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: почерпите воду с веселием от источников спасения. Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3—12); Евангелие благовествует о Богоявлении Св. Троицы при Крещении Спасителя, о четыредесятидневном подвиге Его в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9—15).

На 9 часе в псалмах ХСII и ХСIII[[181]] пророк вещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что ти есть море, яко побегло ecu; и тебе Иордане, яко вовратился ecu вспять? В паремии пророк изображает неизреченное милосердие Божие к человекам и благодатную для них помощь, открытую в Крещении (Ис. 49, 8—15), Апостол вещает о явлении благодати Божией, спасительной всем человекам, и обильном излиянии на верующих Св. Духа (Тит. 2, 11—14; 3, 4— 7); Евангелие о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13—17).

В полдень навечерия нераздельно совершаются вечерня и литургия св. Василия Великого[[182]]. На вечерне произносится 13 паремий. Первая, сказуя о воде, верху коей, при сотворении мира, Дух Божий ношашеся: и бысть свет, прообразовательно указывает на духовное пакибытие и просвещение в Таинстве Крещения (Быт. 1, 1—13); вторая изображает божественную власть крестившегося Господа над водами Чермного моря, которые по велению Его расступились для спасения Израиля и соединились для погибели египтян, и духовно живописует Таинство св. Крещения (Исх. 14, 15—28); третья глаголет о всемогуществе Господа, проявленном над водами Мерры, которые силою благодати претворены из горьких в сладкие, и указавшем в пустыне дванадесять источников вод для утоления жажды народа Божия (Исх. 15, 22—27; 16, 1). После трех парений чтец возглашает тропари, прославляя человеколюбие сотворившего мир и просвещающего седящия во тьме. Потом четвертая указует вседетельную благодать Божию над водами Иордана, которые открыли дно для шествия Израилю (Нав. 3, 7—17); пятая — благодатную власть над водами Иордана, открывшими дно для прошествия Илии и Елисею (4 Цар. 2, 6—15); шестая — над водами Иордана, давшего Нееману очищение от проказы чрез семикратное погружение в них по слову пр. Елисея (4 Цар. 5, 1–5). По произнесении этих трех паремий чтец опять возглашает тропари, в которых прославляется Господь, Коего свет воссиял на сидящия во тьме. Седьмая паремия та же, которая читается на 3 часе навечерия; восьмая о всесильной благодати Божией над водами Иордана, по которым прошел патриарх Иаков (Быт. 32, 1—10); девятая — над водами реки, из которой взят невредимым Моисей (Исх. 2, 5—10); десятая о благодати, явленной в росе руна Гедеона, укрепившей веру его в призывание Божие для спасения евреев от мадиамлян (Суд 6, 37—40); одиннадцатая над водою, троекратно излиянною на приготовленную жертву Илии, не воспрепятствовавшею действию огня, низведенного на жертву пророком Божиим (3 Цар. 18, 1–3); двенадцатая, над водами Иерихона, исцеленными Елисеем (4 Цар. 2, 1–3); тринадцатая та же, которую мы слышали на 9 часе навечерия.