Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

По примеру Иисуса Христа, непрерывно постившегося 40 дней, и нам Церковь и св. отцы внушают поститься все дни Великого поста, а не некоторые только дни его, и обличают тех, которые избирают для себя некоторые седмицы для пощения. Св. Амвросий медиоланский говорит:«Многие из верующих в недели Четыредесятницы то постятся, то предаются невоздержанию, так что одни семь дней пресыщаются, а следующие за тем другие семь дней постятся. Таким я должен сказать, что они напрасно надеются на свой пост, потому что такой пост бесполезен; ибо хотя они воздерживаются в известные дни и не вкушают сладкой пищи, но тем не угождают Богу, так как не постятся во все дни Четыредесятницы. Посему проведем это св. время со всею осторожностью, т. е. не оставим ни одного дня без поста, ни одной седмицы без бдения; потому что Четыредесятницу тот совершает, кто в посте и бдении достигает Пасхи. Как в прочее время пост составляет заслугу, так нарушение его в Четыредесятницу есть грех: потому что первого рода пост произволен, а сей необходим; первый зависит от воли, а последний узаконен; к первому нас убеждают, а к последнему побуждают».[291]

Пастыри Церкви строго обличали даже тех, которые употребляли во всю Четыредесятницу хотя пищу постную, но изысканную.«Есть и такие хранители Четыредесятницы, — говорит блаж. Августин, — которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей».[292]

Но действуя в духе любви и милосердия Господа Иисуса Христа, Православная Церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на немощных и не отчуждает не постящихся по немощи от участия в духовной радости Причащения и Пасхи. Правила пощения издревле имеют обязательную свою силу на членов Церкви преимущественно здоровых.[293] Дети, больные и престарелые, не могущие хранить совершенного поста по Уставу, не лишаются материнского благосердия св. Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа. Так, Устав Церкви о хранении поста в первую седмицу Четыредесятницы говорит:«В понедельник отнють не ясти, такожде и во вторник. Могущие же да пребудут постящеся до пятка. Немогущие же сохранити двух дней первых св. Четыредесятницы, да ядят хлеб и квас по вечерни, во вторник. Подобие же и старии творят». В 69 правиле св. Апостолов о хранении вообще Четыредесятницы постановлено:«Кто не постится в четыредесять дней да извержется, разве только по болезни: немощному бо прощено есть, по силе вкушати масла и вина». К больным, когда они каются, Православная Церковь всегда с готовностью спешит на помощь для радостного соединения их с Господом, и в светлый праздник Пасхи взывает ко всем:«Внидите в радость Господа своего, воздержницы и ленивии день почтите: постившиеся и не постившиеся возвеселитеся днесь. Никто же да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия».[294] Посему только болезнь, детство, престарелость и вообще немощь могут служить извинением в облегчении от поста.

Но немощные телом особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост от грехов и творить дела любви и милосердия.«Положим, — говорит св. Златоуст, — ты не постился по слабости здоровья; но почему, скажи мне, ты не примирился с врагами? Ужели и в этом ты извинишься немощию тела? Если ты к кому‑либо таишь в себе неприязнь и зависть, то какое представишь извинение? Извиняться в этом нельзя слабостью здоровья.

Хотя и слабы извинения, но все‑таки извинения. Но если скажу: перестань гневаться: то чем извинишься? ни слабостию здоровья, ни бедностию, ни неграмотностию, ни недосугами; ничего не можешь сказать в свое оправдание, и посему этот грех из всех наименее простителен».[295]

Поведение благочестивых христиан в Четыредесятницу.

Правила пощения, предписываемые Церковью в св. Четыредесятницу, древние христиане ревновали исполнять во всей их силе и строгости, считая св. Четыредесятницу преимущественным временем говения и богатения в Бога.[296] Дни св. Четыредесятницы были с древности совершенно отличными от дней, предшествующих и последующих ей. Перед наступлением поста Четыредесятницы св. Златоуст поучал:«Светлый сегодня у нас праздник, и собрание торжественнее обыкновенного. Какая же тому причина? Это действие поста, и поста еще не наступившего, но ожидаемого. Он собрал нас в отеческий дом; он сегодня привел в материнские объятия и тех, которые доселе были небрежны. И если только ожидаемый пост возбудил в нас столько ревности: то сколько благочестия он породит в нас, когда явится и наступит».[297]

При наступлении поста св. Четыредесятницы св. Златоуст беседовал:«Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разделывания мяса, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену. Когда подумаю о внезапной перемене, произошедшей сегодня и вспомню о беспорядках вчерашнего дня: то изумляюсь силе поста, как он, вошедши в совесть каждого, изменил мысли, очистил ум не только у начальствующих, но и у частных людей, не только у свободных, но и у рабов, не только у мужчин, но и у женщин, не только у богатых, но и у бедных. Но что говорить о начальствующих и частных людях? Пост склонил даже совесть того, кто облечен диадемою, к одинаковому с прочими послушанию. Сегодня не увидишь различия между столом бедного и богатого; но везде пища простая, чуждая изысканности и приправ; и к простой трапезе приступают с большим удовольствием, чем прежде, когда предлагалось множеством изысканных яств и вин».[298]