Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Молитвенные поклоны во время Великого поста Церковь разделяет на великие и малые: великий поклон бывает в землю, — «елико мощи главою до земли довести»; легкий, или малый, поклон — в пояс,«елико может человек право (прямо) стоя поклониться, не падая коленми, ниже главу преклоняти до земли». Количество же дненощных, бываемых в церкви поклонов, суть 300, кроме полунощницы.[329] Значительнейшая часть поклонов относится к чтению молитвы св. Ефрема Сирина:«Господи и Владыка живота моего»и пр. Эту краткую и умилительную молитву Церковь издавна особенным законоположением определила, изъяснив как образ чтения ее, так и совершения поклонений.«Не бо туне, ни якоже прилучися, — сказано в Уставе о святых поклонах и молитве, — умыслиша святии Отцы, и Церкви Устав предаша; но разум (т. е. глубокое значение), имущее во святых поклонех и молитве». И далее:«От древних харатейных святых книг списавше и от ведущих в сие искус (имеющих в этом деле опытность) испытахом, что глаголются великия поклоны, и кий образ имеют творения, егда с молитвою святого Ефрема творятся». Чтобы предупредить шум и суетливое движение, могущее произойти при поклонениях, особенно в том случае, когда в храме есть много молящихся, церковное законоположение учит произносить молитву и покланяться косно, не спеша, и соображаясь с действиями священнослужителя.«Егда время приблизится святым великим поклоном быти, тогда, кийждо воздев руце, и купно чувственныя и умныя очи к Богу, стоя прямо и неуклонно зря к Богу душевне и телесне, должен начать с умилением и страхом Божиим, а у кого, есть дарование слез, то и со слезами первую часть молитвы:«Господи и Владыко живота моего»и проч. По прочтении первой части сотворить большой поклон. После того, поднявшись от земли, стать в прежнем положении и с прежним чувством умиления и страха Божия произносить вторую часть молитвы:«Дух же целомудрия»и проч., и опять великий поклон. Таким же образом надлежит совершить и третью часть молитвы:«ей, Господи царю», — и положить третий поклон великий. Творя далее двенадцать поклонов малых (и последний великий), надобно сперва произносить краткую молитву:«Боже очисти мя, грешного, и помилуй мя», а потом кланяться, и все должно производить с благоговейною тихостью, приличием и благочинием. Устав никому не позволяет отступать от предписанного порядка молитвы и поклонения Господу и Владыке жизни нашей.«Тем же, елико есть от вас хотяй кто святых отец предания хранити, и во святей Церкви благочинно управити (совершать) молитву и поклоны: аще ли предстоятель, да не нерадит нимало о сих; аще ли причетник, или людянин да внимает: идеже написано:«великий поклон», да творят великий, неспешно по изглаголании святые молитвы, со страхом Божиим; а идеже просто поклон написан, да творят просто поклон: и не вкупе с молитвою, но прежде молитву, и по молитве поклон».

Не без особенной благой цели Церковь входит в подробности о совершении молитвы и поклонов; ибо безобразно кланяющийся, не зная, как должно молиться, или не делая так, как надобно, невольно нарушает благоговение, и не только не приносит пользы душе, но и делает тяжкий грех. Итак, Устав обличает — неведущих добре святою молитвою молитися, которые покланяются не по преданию церковному, а по принятой привычке, — «елико кто како составил свой нрав. Немного сгорбится, немного наклонится, потом восклонится, крестяся главою кивает и думает, что тем он исполняет чин преданных от отец поклонов. Суетные поклоны!«Для устрашения людей, ничему не хотящих научиться, ни послушаться, в Уставе с благоговейным трепетом указано правило седьмого Вселенского Собора, которое торжественно возглашается в неделю православия и которым подвергаются анафеме все презрители отеческих преданий.[330]

К великопостным поклонам относится вержение долу и коленопреклонение, или стояние на коленях. Повергаемся на землю в конце великого повечерия, при произнесении последней вечерней молитвы.«Подобает ведати, — говорит правило церковное, — яко вящшии уставы и обычаи повелевают после:«и даждь нам Владыко», пасти всем на землю и глаголати священнику велегласно молитву:«Владыко многомилостиве, Господи Иисусе, Христе Боже наш»[331] и проч. Повергаемся ниц на Литургии преждеосвященных, когда бывает ход со святыми дарами.«Когда Божественныя преносятся Тайны, вси людие поклонение Богоподобное, и певцы, ниц падше, Христу Богу, в тайнах сущему, творят».[332] Стоим на коленях также на Литургии преждеосвященных в то время, когда поются молитвенные стихи Давидовы:«да исправится молитва моя, яко кадило перед Тобою»[333] и проч.

Богослужение в Великий пост, как во время, преимущественно посвященное Богу, бывает продолжительнее, нежели в прочие дни. Ежедневно, в Великом посту, кроме дней субботних и праздничных бывает великое повечерие. В составе великопостного богослужения многократно повторяется коленопреклоненная молитва св. Ефрема Сирина. Псалтирь в Великий пост еженедельно прочитывается при богослужении дважды.[334] На простодневных службах Четыредесятницы положено гораздо более, чем в другие времена года, поучительных чтений, заимствованных из книг богослужебных и церковно–поучительных. Так, кроме Псалтири, паремий, канонов и молитв, указано Уставом на утренях два чтения из бесед Ефрема Сирина — одно после первой кафисмы, другое после второй; два чтения из Лавсаика — одно по третьей кафисме, другое по третьей песни канона: чтение либо из Синаксаря, либо из Пролога по шестой песни; оглашения Студитовы по окончании первого часа.[335] На часах положены три чтения из Лествицы св. Иоанна Лествичника;[336] на утренях суббот и недель указано читать беседы Иоанна Златоуста на шестоднев.[337]

По мере умножения чтений уменьшено количество церковного пения; тропари, стихиры и другие священные песни, назначенные для пения, слышатся реже, — и те содержания большею частью догматического, которое более назидает, чем восторгает. Даже напевы или гласы положены такие, которые способнее прочих расположить дух и сердце христианина к сокрушению о грехах своих. Сверх того Церковь дает особенные наставления, при каждом случае, как должно совершать чтение и пение: где гласом тихим и кротким, где велегласно и косно (протяжно); что гласом низким, что высочайшим, и паки повышшим; все повелевает петь и читать не борзяся, с благоговением, умилительностью и сладкопением.[338] Пение непристойное и неблагоговейное Церковь называет бесчинным воплем.«Подобает бо пети благочинно, и согласно возвышати Владыце всех и Господу славу, яко едиными усты от сердец своих».[339]

Самая внешность храмовых действий с наступлением Великого поста ощутительно изменяется, сообразно времени покаяния. Церковное облачение священнослужителей бывает проще и печальнее обыкновенного; а часто употребляется одна только эпитрахиль. Освещение храмов слабее, каждение фимиамом и отверстие царских врат реже; церковная обрядность Великого поста приведенная в возможную степень простоты, с одной стороны выражает истинное свойство поста, с другой живо напоминает и как бы осязательно представляет Иорданскую пустыню, в которой Господь Искупитель наш постился сорок дней и тем положил основание святой и великой Четыредесятнице.[340]

В заключение обо всех обрядовых особенностях Великого поста Церковь говорит:«И сия проходящий, получим милость Божию зде, и в будущем веце царство небесное, о Христе Иисусе Господе нашем».[341]

Сообразно печали, яже по Бозе, и чтобы содействовать нам к соблюдению поста,[342] Церковь издревле постановила в эти дни, кроме суббот, воскресных дней и праздника Благовещения, совершать Литургию неполную — преждеосвященных даров,[343] чтобы радостное священнодействие полной Литургии, за которой в первые времена тотчас следовала и радостная вечеря любви (Деян. 2, 46), не умаляло сокрушения о грехах и пощения, потребных в дни Великого поста.[344] Постановление Церкви совершать полную Литургию по воскресным дням и субботам Великого поста издревле освящено примером Церкви первенствующей, непрерывно в каждую субботу и в каждый воскресный день приносившей бескровную Богу жертву благодарения — в субботу в воспоминание создания мира,[345] а в день воскресный — в воспоминание искупления его, запечатленного воскресением Христовым (Деян. 2, 46).[346] Но по субботам Четыредесятницы, когда обыкновенно бывают многие причастники тела и крови Христовых, торжествуя с ними и согласно с этим великим торжеством доставляя им покой от седмичных трудов поста и стояния, Церковь совершает более краткую Литургию св. Иоанна Златоустого. Разделив же с причастниками духовную радость и покой по субботам, в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного, в который бывает дванадесятый праздник, Церковь совершает пространнейшую Литургию Василия Великого, внушая, что в самые воскресные дни Четыредесятницы прилично нам продолжительнейшее стояние на молитве при богослужении. Посему самый пост в воскресные и субботние дни Четыредесятницы издревле ослабляется.[347] На ослабление поста в эти дни Церковь указывает также и богослужением полной Литургии и без соединения с вечернею. Так дни субботний и воскресный во время Великого поста издревле служат днями отдохновения от седмичных подвигов поста. Св. Златоуст говорит:«Премудрое устройство по отношению к нам имеет св. Четыредесятница. Как на больших дорогах есть постоялые дворы и гостиницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом продолжать путь; как на море есть берега и пристани, где мореходы могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание, так и в настоящее время св. Четыредесятницы вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня (субботний и воскресный) в седмице, как бы гостиницы, как бы берега и пристани для краткого отдохновения, чтобы они, и тело успокоив несколько от трудов поста и душу одобрив, опять по прошествии этих двух дней, с усердием вступали на тот же путь и продолжали это прекрасное и спасительное путешествие».[348]

Кроме же суббот, воскресных дней, праздника Благовещения, недели Ваий и иных торжеств, в которые Уставом Церкви постановлено совершать в продолжение Четыредесятницы — по понедельникам, вторникам и четвергам, исключая четверток пятой недели, Часы, а по средам, пятницам, как в дни Господни и в четверток пятой седмицы — неполную Литургию преждеосвященных даров, после которой древле не могло быть и обычной вечери любви. Впрочем, Литургия преждеосвященных даров как великопостная, в случае нужды совершается иногда и по понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста. Преимущественно же совершать ее по средам и пятницам св. Четыредесятницы принято Церковью, по древнему обычаю,[349] сообразно со священными воспоминаниями в эти дни Креста, как дни Господни, отличающими их издревле от субботы и дня воскресного и от прочих дней седмицы.[350] Как суббота и день воскресный, сообразно священным воспоминаниям, соединенным с ними, издревле отличаются от прочих дней седмицы всегдашним совершением полной Литургии, так среда и пятница во время Четыредесятницы издревле также по преданию отличаются от прочих дней седмицы, т. е. от понедельника, вторника и четвертка, совершением Литургии преждеосвященных даров. Соединяя богослужение Часов и Литургии даров преждеосвященных во время Великого поста с вечерним пением, Церковь, согласно с древним преданием, внушает тем ежедневное, кроме субботы и дня воскресного, хранение поста до вечера и однократное в день принятие пищи в продолжение Четыредесятницы.«Целый день провели мы, — говорит св. Златоуст антиохианам, — без пищи, а вечером поставим себе трапезу, не похожую на вчерашнюю, уже другую, более скромную».[351]

А на вечерни ежедневно произносит паремии из книги Бытия, а на страстной седмице из Исхода, начиная чтение о сотворении мира и продолжая до первой ветхозаветной Пасхи, установленной при исходе евреев из Египта, в память избавления их от рабства египетского, внушая этими паремиями, что как создание мира совершилось, так и наше освящение и исшествие из рабства греха совершается благодатью Божией. Чтение книги Бытия при богослужении в Четыредесятницу сохраняется с первых времен христианства; св. Златоуст в 4 веке говорил об этом чтении, как уже о бывшем издревле.[352] К паремии из книги Бытия ежедневно присовокупляется паремия из книги Притчей, внушающих любить и приобретать более всего Божественную премудрость, для которой создан человек и которая есть сам Господь. На Литургиях в субботние и воскресные дни св. Четыредесятницы Церковь большею частью произносит Евангелие от Марка, которое краткостью своего радостного благовестия особенно соответствует дням сокрушения о грехах.

Не ежедневно совершая в Четыредесятницу Божественную Литургию, Церковь постановила перелагать во время Великого поста поминовения усопших на субботы и на дни, когда можно есть мясо, и тем вместе удаляет от дней строгого поста трапезы, которыми по древнему обычаю сопровождаются иногда поминовения умерших.[353]«Аще будет брату нашему отыти ко Господу во святых сих днех (т. е. Четыредесятницы) посредине седмицы не бывают третины его, даже до пятка вечера, тогда бо совершается панихида его: подобие и в субботу Литургия его. Во грядущую же субботу бывают девятины его, аще случится, аще ли ни. Четыредесятины же его бывают, егда число его исполнится. Приношения же и памяти его начинаются от новыя (т. е. Фомины) недели, даже до исполнения дней Четыредесятницы».[354] Удаляя по возможности во время Великого поста всякую радость и внушая, чтобы каждый из нас в это время помышлял особенно о своих согрешениях, Церковь на Лаодикийском Соборе постановила не праздновать в Четыредесятницу дни рождения, т. е. представления мучеников, но совершать память их в субботы, а дни воскресные.[355] Исполняя это правило Собора, Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона не в первый и не в иной день первой седмицы Четыредесятницы, но в субботу этой седмицы.

Умерив в продолжение Великого поста духовные радости, которыми сопровождается празднование памяти святых, Церковь тем более заботилась и заботится, сколько возможно, отдалить на это время все другие празднества, дабы удаление их сильнее возбуждало в душах наших чувствования сердечного умиления и сокрушения о грехах. С этой благочестивой целью Церковь во время св. Четыредесятницы запрещает совершать браки, дни рождения,[356] запрещает театральные зрелища, забавы и увеселения,[357] которые, согласно с постановлением Церкви, запрещает и наш отечественный закон гражданский. Он запрещает давать публичные концерты в течение первой и последней недели Великого поста, а во весь Великий пост запрещает публичные маскарады и зрелища.[358] Все эти забавы и увеселения несовместны со священным временем Четыредесятницы, потому что поселяют в нас чувствования и помыслы, несовместимые с подвигами поста и покаяния; преданный забавам и увеселениям мирским бывает неспособен благоговеть перед Богом и терпеть для славы Божией.«Известно, — говорит Тертуллиан, — что те, кои долгое время наслаждались увеселениями, всегда почти изъявляли чрезвычайную трудность умереть за Иисуса Христа. Все вещи сами по себе суть благо и определены для услуг человеку. Но кто познает Бога только посредством естественного света, а не посредством светильника веры, кто взирает на Него издалека, а не вблизи, тот не совершенно Его знает. Он не ведает, на какое собственно употребление должны мы по воле Божией обращать Его творения, а притом не ведает и намерений того непримиримого и невидимого врага, который побуждает нас употреблять дары Божий совсем не так, как Бог хочет».[359]

Пост страстной седмицы.

За св. Четыредесятницей, которая оканчивается пятницей шестой седмицы Великого поста, непрерывно издревле следует пост Страстной седмицы.[360]«Воскресение Лазареве, неделю Ваий и св. седмицу спасительных страстей особенно от поста четыредесяти дней продолжаем, — говорит Симеон, епископ солунский, — ради самых Господних светлейших страстей, которые за нас претерпел Господь, бесстрастие нам даруя».[361] Хотя день Лазарева воскресения и Входа Господа в Иерусалим и не принадлежат Страстной седмице, но они суть дни плача и составляют как бы врата к страданиям Спасителя. В день воскресения Лазаря Господь возмутися Сам, прослезися и претя во Себе прииде ко гробу, и от тою дне, иудеи совещаша, да убиют Его. Равно и в день Входа в Иерусалим, Господь, видев град (Иерусалим), плакася о нем (Лк. 19, 14). Архиереи же и книжницы искаху Его погубити, по входе Господа в Иерусалим (Лк. 19, 47). Как пост св. Четыредесятницы начался по примеру Господа, 40 дней постившегося, так пост Страстной седмицы установлен по заповеди Его: придут дние, егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни (Лк. 5, 35). В Апостольских постановлениях о посте Страстной седмицы говорится:«Господь заповедал нам поститься в те шесть дней по причине нечестия и злости иудеев, призывая сокрушаться и плакать о погибаемых. Он и Сам плакал об них, что они не уразумели времени посещения их. В среду и пятницу Господь установил поститься нам по причине предания и страдания Его. Разрешать же пост предписал в седьмой день после пения петуха, не потому, что надобно поститься в субботу, которая есть покой по сотворении мира, но что только в одну эту субботу надобно поститься, в которую Сам Творец был внутрь земли. Ибо в самый праздник свой иудеи взяли Господа, дабы исполнилось написанное: положиша знамения своя посреде праздника своего, и не познаша (Пс. 73, 4). Итак, нам должно плакать о них, что они не уверовали в пришедшего Господа, но отвергли учение Его, явив себя недостойными спасения.[362] Посему поститесь в дни Пасхи (т. е. Страстной седмицы), питаясь только хлебом и солью, овощами и водой: воздержитесь в эти дни от вина и мяса: это суть дни плача, а не веселия. В пяток и субботу пребудьте совершенно в посте, если вы крепки силами, — можете снести так, чтобы совершенно ничего не вкушать до петелоглашения. Если же кто не может провести двух дней в воздержании от пищи, тот да сохранит по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни. В сии‑то дни Господь отнят был от лжеиудеев и к кресту пригвожден и со беззаконными вменен».[363] Св. Дионисий, архиепископ александрийский, около 260 года писал:«До времени воскресения Господа нашего надлежит постом смирять души; это все согласно признают. Впрочем, и все шесть дней постных (дни Страстной седмицы) не все равно и единообразно провождают: но одни проводят все эти дни без пищи, другие же два дня, иные — три, иные — четыре, а иные и ни одного».[364]«Шесть дней Пасхи (Страстную неделю), — говорит св. Епифаний кипрский, — весь народ проводит в сухоядении, употребляя только хлеб с солью и водой, и то — вечером; а ревностные к благочестию содержат пост по два, по три и четыре дня, а некоторые и всю седмицу, до пения петухов в ночь на день воскресения. В эту седмицу бывает шесть всенощных бдений и шесть Литургий (αυναξεις), которые в Четыредесятницу продолжаются до вечера».[365]