Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Примером блудного покаявшегося Церковь внушает, что никто не должен отчаиваться в помиловании и спасении: ибо близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет (Пс. 33, 19); а примером старшего сына внушает не превозноситься своими делами. Егда сотворите вся поведенная вам глаголите, яко раби неключимы (ничего не стоящие) есмы: яко, еже должны бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10). Итак, кто согрешил, да не умедлит покаяться и исправиться, а кому Бог помог сохранить себя от греха — да не превозносится.

Указывая же на причины гибельного удаления от Бога и предохраняя нас от такого заблуждения, Церковь словами ап. Павла, читаемыми в неделю о блудном, внушает, что вся ми летъ (позволено) суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз обладай буду от чего. Итак, блудный сын был рабом своих страстей, в рабской зависимости от своих чувственных порочных наклонностей, вместо того, чтобы эти наклонности иметь во власти своего разума и веры. Будучи рабом своих страстей, он соделал члены тела своего членами блужения (1 Кор. 4, 12–20).

Седмица мясопустная, о Страшном суде.

Егда судяй земли судие всех сядеши:

Приидите, онаго гласа достойна и мене усудуи.[378]

Третья приготовительная к св. Четыредесятнице неделя называется мясопустною, потому что ей оканчивается время, когда можно есть мясо перед Четыредесятницей; а по двум дням поста — в среду и пятницу ее, чем она отличается от предыдущей сплошной недели и от последующей сырной, по просторечию называется пестрою.

Начиная св. Четыредесятницу воспоминанием о грехопадении прародителей, не воздержавшихся от снедей запрещенного древа, и этим воспоминанием приблизившись к началу мира, Православная Церковь в неделю мясопустную, как бы при конце дней и мира, напоминает нам Литургийным Евангелием этой недели о будущем Страшном всеобщем суде живых и мертвых (Мф. 25, 31–46). Об этом Церковь напоминает верующим в мясопустную неделю с древних времен. В 4 веке св. Иоанн Златоуст говорил в эту неделю поучение. Беседуя о втором пришествии Христа, святитель объяснял слушателям своим, что об этом он беседует потому, что было читано сегодня Евангелие об этом. [379] В 8 веке Феодор Студит написал канон на неделю мясопустную, ныне исполняемый в этот день.

Ибо Господь произнесет последний суд свой преимущественно по делам милосердия и притом возможным для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что он не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника и проч. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, которыми и тело и душа ближних облегчаются.

Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего Страшного суда, Церковь в неделю мясопустную приготовляет нас к приближающемуся посту сокращением пищи и страха ради судного, ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению.

Словами Апостола, читаемыми в неделю мясопустную, Церковь внушает нам, чтобы наше невоздержание не послужило преткновением для немощных совестью (1 Кор. 8, 8–13); и следовательно, самое воздержание наше было для ближних делом человеколюбия, как располагает нас Евангелие в неделю мясопустную.

Седмица сырная.

Последняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется сырной, а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и сыропустною, потому что ей оканчивается перед Четыредесятницей употребление сырной пищи. Своим богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже»преддверие покаяния, предпраздненство (πυοεόρτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная. [380] В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и постом, соответственным времени богослужением и примирением взаимным, или обычаем взаимного прощения.

«Дабы мы, от мяса и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало–помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста», Церковь, снисходя нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан употреблять в последнюю неделю перед Четыредесятницей сырную пищу; а по словам блаженного Симеона Фессалоникийского? в противодействие какому‑то еретическому мнению. Это древнее постановление Церкви в 7 веке еще более утвердилось и распространилось по обету византийского царя Ираклия (610–640). Шесть лет воюя против Хозроя, царя персидского, Ираклий, отягченный продолжительною и изнурительною войною, дал обещание Богу пресечт совершенно, по благополучном окончании этой тягостной войны, употребление мяса в последнюю неделю перед Четыредесятницей. По благополучном прекращении брани, уважая благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь исполнила его благое желание, согласное с ее св. намерениями, подтвердив употребление сырной пищи в седмицу перед Великим постом. [381] Кроме этого постановления о воздержании в сырную седмицу, Церковь предписывает в среду и пятницу ее пощение до вечера, как в Великий пост, хотя это пощение состоит более во времени, нежели в пище, которая бывает сырная, как и в прочие дни настоящей седмицы. Сообразно намерениям приготовлений к св. Четыредесятнице, предочищая души и тела верующих к подвигам поста, Церковь в неделю сырную не сочетает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает Литургий, [382] а вместо нее Часы, и, как во дни Четыредесятницы, в эти два дня сырной седмицы с коленопреклонением произносит молитву св. преподобного Ефрема Сирина:«Господи и Владыка живота моего»и проч. Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании (Иоил. 2, 12); [383] в пятницу сырную воспоминает крестные страдания Спасителя, а в субботу творит память всех св. преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, синаксарь в эту субботу начинается стихами:

Душам праведным, их же память присно пребывает: