Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Вместе с Великим каноном для ободрения духовно труждающихся, Церковь произносит полное житие св. преподобныя Марии Египетской, показывая в ней образец истинного покаяния и примером ее назидая верующих,«целомудренны паки быти творить, и к Богу воздвижет, и не ниспадати ниже отчаятися если иногда некими прегрешении уловлены будем». Повествование о преподобной Марии Египетской показывает образец истинного покаяния и неизреченного человеколюбия Божия к искренно хотящим обратиться от прегрешений своих.[470]

Мария Египетская в жизни своей соединила и явила две противоположности, — бездну греха и высоту благочестия и добродетели. В летах юности, увлеченная соблазнами порока, она 17 лет провела в беззакониях, но силой благодати Божией, как заблудшая овца, опять возвращена Церкви.[471] По гласу ее, Мария, не ведая божественных заповедей, помрачила в себе образ Божий, божественным же промыслом и благодатно обновилась. Мария родилась в Египте, в двенадцать лет почувствовала борьбу иного закона, воюющего во удех наших и, пренебрегши любовью родительской, удалилась из под мирного крова их в Александрию, на бурное, широкое поле мира, на торжище порока. Не удовольствовавшись городом, где многочисленное стечение народа представляло так много лиц, ищущих плотских наслаждений. Мария вздумала разнообразить свою преступную жизнь путешествием в Иерусалим вместе с поклонниками, отправлявшимися на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Как на пути, так и по прибытии в Иерусалим, она до самого праздника продолжала ниспадать глубже и глубже в бездну разврата. Казалось, для нее уже не было исхода из глубины греховной. Прибыв в Иерусалим на праздник Воздвижения Животворящего Креста, влекомая любопытством, Мария, вместе с благочестивыми христианами, в день праздника пошла во храм Божий. Но войдя в притвор церковный, она не могла вместе с прочими вступить в самый храм и приблизиться к Животворящему Кресту Господню. Все беспрепятственно входили внутрь храма; Мария же при многократных покушениях и усилиях не могла переступить порога святилища, невидимо удерживаемая божественною силой. Полагая, что, как слабая женщина, она оттесняется назад волнением толпящихся, решилась вдвинуться в самую средину толпы, чтобы общим напором быть, так сказать, внесенною в храм; но ее одну, едва коснется она порога церковного, отревает чудная сила. В третий и четвертый раз порывается войти во храм, но также безуспешно. Присутствующие в храме удовлетворяли своим благочестивым чувствам зрелищем воздвизаемого Животворящего Древа; Мария же, в стыде и скорби, остановилась в преддверии храма и, потрясенная чувством стыда и раскаяния, горько заплакала, видя в испытанном ею препятствии войти во Храм Божий десницу Высшего, которая не допускает ее как недостойную, облобызать Животворящий Крест. В пламенной молитве пред Богом Мария исповедует грехи свои, клянется загладить их исправлением, испрашивает милости войти в храм и поклониться Животворящему Древу. При глубоком слезном сокрушении духа Мария воззрела на икону Богоматери, бывшую вверху на стене притвора, и луч спасительной надежды блеснул в ее сокрушенной душе. Мария умоляла общую всех Заступницу сделать ее достойной быть в храме и повергнуться пред Животворящим Крестом Сына Ее, с твердым намерением вести целомудренную жизнь до гроба. При невидимом предстательстве преблагословенныя Девы, новое усилие Марии войти во храм было уже не напрасно. Она вошла и, объятая страхом, в слезах сердечного раскаяния пала перед Животворящим Древом с глубоким благоговением и слезами облобызала его. Так началось искренное обращение к Богу грешницы! По выходе в притвор, Мария опять перед той же иконой становится на молитву, призывает Богоматерь как сподручницу своей решимости обращения, просит наставления в пути покаяния и слышит как бы издалека глас:«аще Иордан прейдеши, добр покой обрящеши».

Оставив Иерусалим, Мария приобщилась св. Тайн в церкви Иоанна Крестителя, находившейся близ Иордана, и уединилась в пустыню Иорданскую, где пребыла 48 лет, почти без пищи и одежды, денно и нощно оплакивая грехи свои. На 48 году уединенной, многотрудной ее жизни, встретил ее в пустыне во время св. Четыредесятницы преподобный Зосима, — инок обители, который, по обычаю удалившись из монастыря на дни поста, искал в пустыне образец высшего иноческого самоотвержения и нашел в той, которая была некогда образцом порока. Только подобием человеческого тела, совершенно иссохшего и опаленного солнцем, нагого и покрытого лишь сребристыми власами, явилась Мария взору Зосимы! Приметив его, она устремилась бежать от него, но, внявши слезному молению старца дать ему благословение, остановилась и просила бросить одежду свою, чтобы, покрывшись, иметь возможность говорить с ним.

Прежние вожделения, как пламень, пожирали мою внутренность; приходили на мысль прежние соблазнительные песни и возмущали покой души моей; преступные пожелания волновали кровь и заставляли меня повергаться ниц, биться об землю и со слезами просить высшей помощи. Я старалась припоминать мои обеты и противопоставить их внутренним борениям плоти, призывала в помощь Божию Матерь, мою сподручницу, плакала горько и долго, по целым дням и ночам, и только тогда освещал меня сладкий свет и рассеивал смутные помыслы».

Семнадцать лет провела Мария среди темной жизни в мире; семнадцать лет продолжалась и тяжкая борьба ее с греховными вожделениями, и, наконец, посетил добровольную мученицу вожделенный покой духа — плод чрезвычайных трудов и подвигов, благодатный мир, ниспосланный от Господа, Который сказал всем нам: приидите ко Мне ecu труждающиеся и обремененный, и Аз упокою вы. Отселе Мария является ангелоподобным существом, возвышающимся над плотью и миром: Зосима видел ее в словах прозорливой, во время молитвы вознесенной от земли и стоящей на воздухе, переходившей двукратно по водам Иордана, как по суше, предвидевшей за год кончину свою. Поведав свою жизнь, преподобная просила его прийти чрез год в пустыню во время Великого поста со св. дарами для ее приобщения. Зосима исполнил ее св. желание. Приняв тело и кровь Иисуса Христа и таинственно соединившись с Ним, великая подвижница пустыни умоляла преподобного прийти на то же место и в то же время и в будущий год, но тогда Зосима нашел ее уже умершею, и честные мощи ее предал погребению. Вскоре по причащении от преподобного, она преставилась в 530 году 1 апреля.[472]

Софроний, патриарх иерусалимский, живший в начале 7 века, составил подробное жизнеописание преподобной Марии Египетской, сейчас читаемое Церковью при богослужении.[473] А св. преподобный Андрей Критский, именуемый и иерусалимским по иноческим подвигам в Иерусалиме, присланный от иерусалимского патриарха Феодора на шестой Вселенский Собор, в 691 году принес жизнеописание преподобной Марии вместе с каноном своим, известным под именем Великого, в Константинополь. С тех пор Православная Кафолическая Церковь до сих пор совершает этот канон и постановила произносить житие преподобной в четверток пятой седмицы Четыредесятницы, а в воскресный день этой седмицы совершает последование в честь преподобной, представляя в ней образ истинного покаяния.

Труда же ради бденного, Церковь совершает в четверток Литургию преждеосвященных даров и облегчает пост.

Суббота седмицы. Акафист Богородицы.

В субботу пятой седмицы Церковь совершает молебное последование Акафиста, или похвалы»Одигитрии»Пресвятой Богородицы, начиная сказание на этот день стихами:

Песнями неусыпными благодарственно

Град в бранех бодрую поет Предстательницу.

По сказанию древнего предания,[474] по вознесении Господа, св. евангелиста Лука, знавший иконописание, начертал образ Божией Матери и показал ей. Узревши изображение свое, она вспомнила прежнее свое проречение:«отныне ублажат Мя вси роди», и сказала:«благодать Моя с сею иконою да будет». Св. Лука послал икону в Антиохию к державному Феофилу (Лк. 1, 3), которому написал и послал он свое Евангелие и книгу Деяний Апостольских. Из Антиохии, где верующие с великим благоговением почитали благодатную икону, по прошествии многих лет, она перенесена была в Иерусалим; потом. Евдокией, супругой греческого императора Феодосия 2 (408–450), которая путешествовала на поклонение св. местам, из Иерусалима прислана в Константинополь, сестре супруга ее св. Пульхерии, в знамение мира и любви.[475] В Константинополе образ Владычицы, с благоговением и радостно принятый Пульхерией, поставлен был ею во Влахернской церкви, где хранилась и честная риза Пресвятой Богородицы,[476] и сделался известен под именем Влахернского.[477] Благочестивая Пульхерия учредила во Влахернском храме еженедельное моление к Богородице во вторник.[478]

От св. образа Богоматери, написанного евангелистом Лукой и пребывавшего в Константинопольском храме, совершились многие благодатные знамения. Явясь однажды двум слепцам, Богоматерь привела их во Влахернскую церковь, к образу Своему, и подала им совершенное прозрение. По этому благодатному знамению этот чудотворный образ стали именовать»Одигитриа», т. е. путеводительница, заступница и помощница. Это название чудотворного образа Богоматери сохранилось потом навсегда и утвердилось троекратным избавлением Константинополя от сильных врагов, которое Церковь достойно приписывает невидимому заступлению»Одигитрии».[479]

Первое было при императоре Ираклии в 626 году от персов и аваров или скифов.[480] Полководец Хозроя Сарвар, покорив Сирию, Палестину и Египет, беспрепятственно с многочисленным воинством достиг до Хризополя (нынешнего Скутари), всюду разрушая храмы христианские и принуждая христиан покланяться солнцу, Ираклий, чтобы отвлечь войско персидское от своей столицы, вторгнулся, сверх чаяния персов, в страну их. Узнав о походе царя, хан аварский решился воспользоваться его удалением из своего Отечества, вероломно нарушил мир и с морскими и сухопутными силами устремился в пределы империи. Греки пришли в уныние. Ибо враги обложили Царьград с моря и суши, и Константинополь был почти беззащитен. Патриарх Сергий утешал жителей столицы, внушая все упование возложить на Бога и Пречистую Его Матерь.«Бодрствуйте, — чада., говорил он, — возложим на единого Бога — надежду спасения нашего, и от всей души прострем к Нему свои руки и взоры; Он рассеет бедствия, нас окружающие, и разрушит все замыслы врагов наших». Патриарх со священными иконами Богоматери, при стечении многочисленного народа, совершил по стенам города крестный ход, укрепляя защитников града. Персы и авары от востока и запада подступали, чтобы сжечь окрестности столицы; патриарх, взяв Нерукотворный Образ Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, икону»Одигитрии», драгоценную ризу Пресвятой Девы Марии, и Животворящее Древо Креста, вторично совершил крестный ход по стенам города, молясь со слезами:«Воскресни Господи! И расточатся врази Твои; и исчезнут, как дым; и растают, как воск, от лица огня». Достигнув крестным ходом вод залива, патриарх погрузил честную ризу Богоматери в тихие воды залива. Море действием благодатного промысла взволновалось и потопило корабли врагов; бывшие же на суше неприятели побиты мечами и прогнаны. Таким образом Бог, по милосердию своему, заступлением Богоматери, даровал грекам победу над неприятелями, от которых не только возвращены были завоеванные ими греческие провинции, но и навсегда сокрушена сила их. Народ, утешенный скорою помощью Пресвятой Богородицы, целую ночь стоя приносил небесной Заступнице песни хвалы и благодарности; и память чудесного избавления Церковь навсегда сохранила для потомства особым празднованием, с которым впоследствии соединила воспоминание о двукратном еще избавлении Константинополя от врагов, помощью»Одигитрии».[481]