Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви

Спустя 36 лет после первого избавления, Константинополь вторично спасен был заступлением»Одигитрии»при Константине Погонате (668–685) от сарацин, которые семь лет осаждали Византию. Большая часть кораблей и 30000 неприятелей, по молитвам Церкви и предстательству Пресвятой Богородицы, погибли пред стенами города от греческого огня и кораблекрушения.

Наконец, в третий раз Константинополь сохранен был заступлением Одигитрии при Льве Исавре (716–741) от сарацин. В царствование Льва Исаврянина сарацины окружили Константинополь на 1800 судах в надежде расхитить его. Жители города, взяв всечестное древо Креста Господа и Спасителя и св. икону»Одигитрии», совершили по стенам города крестный ход со слезами умилостивляя Господа. Флот сарацинов почти весь погиб от чрезвычайной бури в Эгейском море, и едва десять кораблей остались целы; трупы врагов грудами покрывали острова, берега и входы к пристаням.[482]

Примечание. Хотя Синаксарь на субботу пятой седмицы Четыредесятницы упоминает об избавлении Константинополя по предстательству Богоматери только троекратном, но история свидетельствует и о четвертом.[483] Асколъд и Дир, вооружив 200 судов, открыли себе путь в 866 году в Черное море, опустошили огнем и мечом берега и осадили Константинополь с моря. Император Михаил 3, царствовавший тогда в Константинополе, был в отсутствии, воюя на берегах Черной реки с агарянами. Узнав от епарха или наместника цареградского о новом неприятеле, поспешил он в столицу; с великой опасностью пробрался сквозь суда и, не смев отразить их силой, ожидал спасения от Божией помощи, которую Господь и подал. По сказанию византийских летописцев, народ обратился с мольбами к Богоматери в славном храме ее Влахернском. Патриарх Фотий с торжеством вынес ризу Богоматери на берег и погрузил в тихое и спокойное море. Вдруг поднялась буря; рассеяла и истребила флот неприятельский, и только слабые остатки его возвратились в Киев. Нестор, согласно с византийскими историками, описывает этот случай. Язычники российские, устрашенные небесным гневом, немедленно отправили послов в Константинополь и требовали св. Крещения. Грамота патриарха Фотия, писанная в исходе 866 года к восточным епископам, служит достоверным подтверждением этого известия.«Россы, — говорит он, — известные жестокостью, победители народов соседственных, и в гордости своей дерзнувшие воевать с империей Римскою, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к богослужению христианскому».

Дивную помощь»Одигитрии», благодатно поданную верующим, Церковь вспоминает и прославляет в субботу пятой недели Великого поста, потому что первое избавление Константинополя помощью»Одигитрии»было около этого времени. Притом Матерь Божия есть споспешница и покаянию. Ее содействием православные побеждают врагов видимых и невидимых. Ее помощью греки многократно побеждали неверующих, а Мария Египетская, воспоминаемая в четверток пятой седмицы Четыредесятницы и в следующий воскресный день, победила грех свой.

Богослужение, совершаемое в субботу пятой седмицы Четыредесятницы в честь Богородицы, называется похвалой и стоянием, потому что хвалебные песни Богородице первоначально принесены были верующими стоя, в продолжение ночи. Отчего хвалебное пение в честь»Одигитрии», доселе совершаемое Церковью, называется Акафистом, или стоянием.«Не седальный же (Акафист) речеся, зане просто стояще тогда вси людие, Матери Слова песнь воспеша».[484]

Акафист есть похвала (панегирик) Богоматери, составленный из 24 песен, — 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Составление Акафиста приписывают некоторые Георгию Писидийскому, диакону великой константинопольской Церкви, в половине 7 века. Каждая песнь начинается соответствующей ей по счету буквой алфавита, кондак оканчивается псаломским: аллилуиа, а икос — архангельским приветствием Богоматери: радуйся. Акафист оканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она всегда спасала христиан от бедствий и напастей. В таком виде Акафист произносится во все другие дни года, в начале или по окончании других церковных служб; но в Субботу Акафиста он входит в сам состав богослужения и поется на утрени, и притом не весь сразу, но раздельно — в промежутке других песней и чтений ее, — в 4 разные выхода. Каждое отделение начинается и оканчивается пением кондака:«взбранной воеводе»и проч. Обычай петь Акафист утвердился после двух новых опытов избавления Константинополя заступлением Богоматери.

Сначала праздник Акафиста совершался только в Константинополе, и именно в том самом Влахернском храме, в котором хранились чудодейственное изображение Божией Матери и священные остатки земной Ее жизни: риза и пояс Ее, и где народ, в ночь приступа к городу аваров и персов, совершал всенощное бдение Богоматери; но в 9 веке праздник этот внесен в типик монастырей св. Саввы и Студийского и потом в триодь, и с того времени сделался всеобщим во всей Православной Церкви.[485]

В воскресный день пятой седмицы Великого поста, неослабно побуждая верующих к истинному покаянию, коим достигается царствие Божие, Церковь притчею о богатом и Лазаре, изъясняемой в песнопениях, поучает, что царство Божие есть не пища и питие, но правда и воздержание со святостью. Посему войдут в него те, которые от сокровищ своих влагают в руки нищих. Вместе с этим назиданием для ободрения духовно труждающихся, Церковь совершает последование св. преподобныя Марии Египетской,[486] показывая в ней образец истинного покаяния и сколь велики и неизреченны человеколюбие и милость Божия к искренно хотящим обратиться от прегрешений своих.[487]

К утешению и ободрению постящихся, Православная Церковь и в пятую неделю Четыредесятницы на Литургии чтением Апостольским внушает о спасительном действии крестной жертвы за нас Сына Божия: Христос же пришед архиерей грядущих благ ни кровию козлею, ниже тельчею, но своею кровию вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр. 9, 11–14). А чтением Евангелия предварительно напоминает постящимся о приближающейся радости воскресения Христова, пророчественными словами Иисуса Христа, читаемыми в Литургийном Евангелии недели: се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереом и книжником: и поругаются ему, и уязвят его, и оплюют его, и убьют его, и в третий день воскреснет (Мк. 10, 35–46).

Сказание о Влахернской иконе Богоматери.

Со дня Акафиста установлено было благочестивыми императорами ежегодно переносить икону»Одигитрии»во дворец, где она и пребывала до второго дня Пасхи.[488]

В 8 столетии, когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Одигитрии и отнесли в обитель, называемую Пантократоровою. Там они скрыли ее в стене церковной, и затеплив пред нею лампаду, заложили ее камнями дабы предохранить от поругания иконоборцев. В такой сокровенности находилась она около ста лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же потом в Греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия с великой заботливостью начали отыскивать чудотворную икону»Одигитрии», и после долгих исканий, по откровенно Божию, обрели ее в стене церкви Пантократоровой и пред ней неугасимую лампаду. Обрадованные христиане снова поставили ее с честью на прежнем месте, во Влахернской церкви.[489]

По взятии турками Царьграда, Одигитрия несколько времени скрываема была в патриархии, откуда для безопасности отправлена в Афон. В 1654 г. 17 октября она отправлена в Москву к царю Алексею Михайловичу.[490] Патриарх Никон встретил ее на лобном месте.

С тех пор эта чудотворная икона пребывает в московском Успенском соборе. В 1812 г., после изгнания врагов из Москвы, икона эта найдена была в Успенском соборе несколько поврежденною и без деки, в которой она находилась. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой. Влахернская святыня пребывает ныне в московском Успенском соборе, в приделе св. апост. Петра и Павла.