Толковый Типикон, 2
Моск. Служеб. 1602 г. (= старообр.), 1647 г. и старообр. уст.:
«Утверди, Боже, веру християньскую, соблюди и помилуй благовернаго царя и великаго князя имярек, (1647 г.: + «и благоверную царицу великую княгиню имярек»); спаси, Господи, архиепископа (устав: патриарха) нашего имярек, (служ.: + и отца нашего игумена {с. 721} имярек яже о Христе збратиею) и вся христиане (-ы), Господи, спаси»;
Служ. Петра Могилы:
«Утверди, Боже, св. православную веру христианскую во веки веком»;
Моск. Служ. 1658 г.:
«Утверди, Боже, св. и православную веру православных христиан во век века. Соблюди, Господи и помилуй благовернаго царя и великаго князя имярек и прочее по обычаю».
В греч. Евхологии не приводится текст; Иератикон:
«Утверди, Боже, св. и православную веру благочестивых и православных христиан со Св. Его Церковью во веки веков».
При Арсении Суханове на Востоке произносил «Утверди» патриарх [861].
О «Пресвятая Богородице спаси нас» груз. и греч. ркп. уст. — глухо, слав. ркп. и Иератикон не имеют, старообр уст.: «посем: Премудрость, клирицы же поют Честнейшую».
Моск. Служ. 1602 и 1647 г.:
«диакон: Премудрость (1647 + аще несть диакона, то иерей глаголет сам: Премудрость), (таже) иерей: Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».
Греч. Евх., Служ. Петра Мог. и Моск. 1658, как ныне.
При Арсении Суханове на Востоке «Честнейшую» пел правый лик, а Слава и ныне и проч. — левый.
«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше» слав. ркп. уст. XIV в. и все Служебники до Моск. 1647 г. включительно читают без «Христе», Служ. Петра Могилы: «Ти».
О «Слава и ныне. Господи помилуй 3, благослови» слав. ркп. уст. XIV в.: «братие рекут Слава и ныне Господи (помилуй?), благослови отче».
Моск. Служебники 1602 и 1647 г. и при Арсении Суханове на Востоке: Слава и ныне, Господи помилуй 2, Господи благослови.
О значении отпуста (в собственном смысле), как последней молитвы, сопровождавшейся в древности и благословением с руковозложением со стороны епископа (или священника) каждого присутствовавшего в храме — см. Вступит. гл., 148, 152 и д., 343 и здесь выше, с. 205.
Об отпусте утрени Студ. уст., груз. и греч. ркп. Иерус. уст. — глухо.
Чин патр. Филофея и нын. Евх.: