Евхаристия
Bo дни, от «шестеричных» святых начиная, и до двунадесятых Богородичных праздников включительно поются так называемые «изобразительные» (τά τυπικά):
I. «Благослови, душе моя, Господа. … Благословен еси, Господи» (Пс. 102).
II. «Хвали, душе моя, Господа» (Пс. 145) и после Слава и ныне «Единородный Сыне…».
III. Блаженства с тропарями канона из Октоиха, Минеи или Триоди.
В праздники Господские — Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение, Пятидесятница и Воздвижение, a по греческой практике и на Сретение — поются особые праздничные антифоны:
I. Стихи соответствующих псалмов или пророчеств с припевами «Молитвами Богородицы…».
II. Стихи с припевами «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы… (или: преобразивыйся… и под.), поющыя Ти: аллилуиа» и после Слава и ныне: «Единородный Сыне…».
III. Стихи, чередующиеся с тропарем праздника.
Этот обычай антифонного или простого пения псалмов в начале Литургии не чужд и литургической традиции иных исповеданий. Его мы встречаем в большей или меньшей степени и у римо-католиков (introitus [вход]), и у несториан, и отчасти у коптов. Что касается заповедей блаженства, то у нас они присвоены еще службам утрени Великого канона, Великой Пятницы и чину погребения, откуда, по мнению литургистов, они и вошли в чин литургии сравнительно позднее. [184] В древности священник начинал пение антифонов, a народ продолжал. [185]
Таким образом, эта первая часть литургии оглашенных представляется в таком виде:
«Благословенно Царство…».
Великая ектения: «Миром Господу помолимся» и молитва: «Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно: Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя» (Пс. 24:16; [186] Еф. 2:4 [187]).
Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков» (сравни: 1 Тим. 1:17 [188]).
Первый антифон.
Малая ектения: «Паки и паки (Пс. 140:5 [189]) миром Господу помолимся» и молитва:
«Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое (Пс. 27:9 [190]), исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего (Пс. 25:8 [191]): Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя» (Пс. 26:9; [192] 16:7 [193]).
Возглас: «Яко Твоя держава, и Tвoe есть Царство, и сила, и слава (Мф. 6:13), [194] Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Второй антифон.