Евхаристия

Все, конечно, исходят из представлений о «триклинии», т. е. системы трех столов, расставленных «покоем» или в виде подковы. Вот например, схема abbé E. Le Camus. [47]

Андрей (8) Иоанн (7) Иисус (6)

Петр (9) Иуда (5)

Филипп (10) Симон Зилот (4)

Варфоломей (11) Фаддей (3)

Фома (12) Иаков Алфеев (2)

Матфей (13) Иаков Зеведеев (1)

Иными словами, Спаситель возлежит первым на главном ложе; Петр — первым на втором ложе; Иаков Зеведеев — первым на третьем (младшем) ложе. Иоанн — на персях Господа. Иуда ближе всех к Спасителю на случай каких-либо распоряжений насчет «ковчежца».

Этой же схемы в общем придерживается и E. Bapst. [48]

В своей схеме Edersheim [49] уточняет только места четырех лиц: Господа, Иоанна, Петра и Иуды, — что, как мы и указывали, более исторично и бесспорно, но сажает он их иначе, чем Камюс, a именно:

8 7 6

9 5

10 4

Иуда 11 3

Иисус 12 2

Иоанн 13 1 Петр

Πο Sepp'y [50] порядок был бы таким:

Иисус

Петр Иоанн

Андрей Иаков Зеведеев

Филипп Иаков Алфеев

Варфоломей Симон Зилот

Фома Иуда Алфеев

Матфей Предатель

Тут не ясно, как Спаситель мог бы легко передать кусок Своему предателю.

Евхаристия Апостольского времени

Скудость сведений не позволяет совершенно реконструировать порядка апостольских евхаристических собраний. B этом отношении надо быть чрезвычайно осторожным, чтобы не стилизовать в желательном для себя направлении то, что не договорено писателями новозаветных книг. Надо иметь в виду следующее:

1. Проявившийся сразу после сошествия Святого Духа харизматический порыв в первохристианской общине придал всему строю и быту апостольскому характер экстатичности, расплавленности и исключительной подвижности. Ни о таких записях молитв не могло быть и речи. Сами молитвы, имевшие своим образцом молитвы, произнесенные Спасителем во время Вечери, не были отступлением от привычных благодарений евреев.

2. Эта еврейская традиция сразу же определила характер христианского богослужения. Надо помнить, что с Храмом не было порвано сразу же после основания новозаветной Церкви. Традиции, и храмовая, и синагогальная, поддерживалась. Правда, наряду с этим сразу же вошло в обычай «преломление хлеба по домам». Но для этого κλάσις του άρτου [преломление хлеба] ритуал был более простой, чем чин пасхальной Вечери, совершенной Спасителем. Вечеря совершалась самое большее субботняя, в конце которой по примеру Спасителя присоединялся евхаристический чин. [51]