Евхаристия

Певцы: «О Имени Господни».

Диакон: «Господу помолимся».

Иерей исходит со служебником читать заамвонную молитву.

Во всех только что указанных действиях священнослужителей наблюдаются следующие отличия в восточной практике по сравнению с русской.

1. После слов священника «Спаси, Боже, люди Твоя…» диакон, стоя рядом с ним перед престолом, произносит: «Вознеси, владыко» (ϋψωσον, Δέσποτα), — на что священник, кадя, и произносит трижды: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя».

2. После возгласа «Всегда, ныне и присно…» певцы поют только: «аминь», — a тропарь «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи…» на Востоке не поют. Этот тропарь, введенный, как уже было сказано, в VII веке Патриархом Сергием Царьградским, перестали петь, как предполагают, в XV веке. [768]

Ектения диакона после причащения Святых Таин очень древнего происхождения. Обычай произносить ектении в этом моменте богослужения находим в литургиях древнего времени: СА VIII, апостола Иакова, апостола Марка. [769]

Возглас священника «с миром изыдем» — также очень древнего происхождения. Литургия СА VIII кончается словами диакона «идите в мире». [770] В литургии апостола Иакова стоит: «В мире Христовом пойдем». [771] В Византийской литургии времен святого Иоанна Златоуста этот возглас давался также диаконом: «Ступайте в мире». [772] На Западе месса кончается возгласом «Ite, missa est!» [«Идите, месса окончена»] Этим давалось народу официальное благословение покинуть храм, что вполне согласуется со всем строем евхаристического богослужения — уходить каждому чину молящихся соответственно с их положением в Церкви и только после получения благословения предстоятеля. В самом деле, в древних литургиях (например, СА VIII, Евхологии Серапиона и др.) был такой порядок:

1. Ектении об оглашенных в конце литургии оглашенных, благословение их епископской молитвой с простиранием рук на них, возглас диакона: «Ступайте, оглашенные, в мире!» После этого момента они исходили из храма, т. к. дальнейшее пребывание их не было совместимо с институтом катихумената, запрещавшим им оставаться при совершении Таинства.

2. Ектении об одержимых, молитвенное их благословение епископом с простиранием рук и диаконское «Ступайте, одержимые!»

3. Ектении о просвещаемых, молитва, благословение и затем такое же — «Ступайте, просвещаемые!»

4. Ектения о кающихся, молитва, благословение и диаконское возглашение «Изыдите, кающиеся!»

Всем этим разрядам верующих не было дозволено причащаться, т. е. и присутствовать при Таинстве, т. к. они были еще не крещены или были под запрещением. Естественно, что по окончании всей Литургии читается благодарственная ектения о причастившихся, — ибо предполагается по духу Литургии, что все оставшиеся на Литургии обязательно и причащались, — возглас «с миром изыдем» и благословляющая (заамвонная) молитва епископа или иерея.