Евхаристия
Б. Литургии Западные
а) греческого типа:
1. Галльская.
2. Испано-готская.
3. Галликанская.
4. Мозарабская.
5. Миланская.
б) западного типа, или missa romana.
Схема Л. Дюшена. [115]
1. Литургии Сирийские.
2. Литургии Александрийские.
3. Литургия Римская.
4. Литургия Галликанская.
Причем Дюшен предлагает и такое упрощение:
1. Западные, включая в них и Александрийскую, как родственную Римской, и
2. Восточные, т. е. Сирийская, Армянская и Кесарийско-Константинопольская.
Схема Каброля. [116]
1. Литургия Римская.
2. Литургия Миланская.
3. Литургия Галликанская.
4. Литургия Мозарабская.
5. Литургия Кельтская.
Это деление литургий только западных, да и то, как признается и сам ученый бенедиктинец-литургист, скорее по признакам филологическим, чем обрядовым. Что касается восточных типов, он считает, что все может быть сведено к двум группам:
1. Сирийская, к которой относятся и Иерусалимская, и Антиохийская литургии.
2. Египетская или Александрийская. [117]
Схема Баумштарка. [118]
Эта схема делит все известные евхаристические молитвы на две группы, как говорит Баумштарк: postpositiv [постпозитивная (нем. от лат.), т. е. ставящая что-либо в конец] & prepositiv [препозитивная (нем. от лат.), т. е. ставящая что-либо в начало]. B первую входят: Галликанская и восточные, кроме Александрийской, Несторианской и древне-Маронитской. Порядок молитв в каноне таков: praefatio [вступление], institutio [установление], anamnesis [воспоминание (лат. от греч.)], epiclesis [призывание (лат. от греч.)], intercessio [xoдатайство (лат. от греч.)]. B группу prepositiv входят: Александрийская, Коптская святого Кирилла, Абиссинская, Несторианская и древне-Маронитская. B этом типе intercessio (ходатайственная молитва) следует непосредственно за praefatio.
Схема Рахмани. [119]
Рахмани, униатский сирийский патриарх, открывший и издавший в первый раз так называемый «Теstamentum Domini nostri Jesu Christi» (1899).
1. Литургии Византийско-армянские.
2. Литургии Халдео-месопотамские.
3. Литургии Александрийско-эфиопские, к которым он причисляет и Римскую мессу, как родственную Александрийской.
Схема Брайтмана. [120]
Ее дополняет Карабинов. [121]