Причастив мiрян, священник вносит Св. Чашу в алтарь и снова поставляет ее на престол. Диакон (а если его нет, то сам иерей) всыпает в чашу все оставшиеся на дискосе частицы, (частицы Св. Агнца обыкновенно опускаются до причастия мiрян), стараясь ничего не просыпать мимо чаши, для чего дискос ограждается с обеих сторон ладонями рук. Потом, держа дискос рукой, священнослужитель губой отирает дискос. При этом читаются следующие молитвенные песнопения: Воскресение Христово ведевше:, Светися, светися, новый Иерусалиме: и о, пасха велия и священнейшая, Христе:. Затем в связи с опусканием в чашу частиц за живых и умерших, произносятся важные молитвенные слова о всех, кто поминался на проскомидии: Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих. Чаша покрывается покровцем, а на дискос складываются воздух, сложенная звездица, копие, лжица, и все это покрывается также покровцем. Окончив это, или пока все это делает диакон, священник выходит царскими дверями на амвон и, благословляя народ рукой, возглашает: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое. Когда служит архиерей, он осеняет при этом дикирием и трикирием, а лик поет: «Ис полла эти деспота». На этот возглас лик, как бы объясняя от лица предстоящих, почему они называются «достоянием Божиим» поют стихиру: Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть. Так как в этой стихире говорится о приятии Св. Духа, то она не поется в период времени от Пасхи до Пятидесятницы, а заменяется: от Пасхи до отдания — тропарем: «Христос воскресе», от Вознесения до его отдания тропарем: «Вознеслся еси во славе…», а в субботу Троицкую заупокойную — тропарем: «Глубиною мудрости». Священник кадит трижды на Св. Дары и произносит про себя (единожды): Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя, дает диакону дискос, который тот ставит на голову и, держа в руке кадило, «зря вне ко дверем, ничтоже глаголя, отходит в предложение и поставляет дискос на жертвеннике». Священник же вслед за этим, поклонився, берет потир, начертывает им над антиминсом знак креста, говоря про себя тайно: Благословен Бог наш, а затем поворачивается к народу, высоко поднимает Св. Чашу (иные делают ею при этом знак креста) и возглашает: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Потом поворачивается и медленно относит Св. Чашу на жертвенник, где его встречает диакон каждением несомой им Чаши. (Если нет диакона, то священник берет и дискос и Потир вместе). Затем священник берет кадильницу у диакона и кадит трижды поставленную им на жертвенник Чашу, после чего кадит диакона и отдает ему кадило, который, в свою очередь, кадит священника, отлагает кадило и выходит на амвон говорить последнюю благодарственную ектению. Лик на возглас священника поет: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам: соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Явление Св. Даров народу и затем отнесение Их на жертвенник символизирует собой Вознесение Господне, а самый возглас, произносимый при этом священником, напоминает нам обетование Господа, данное Его ученикам при вознесении: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20).

Благодарение за причащение

По окончании песнопения: «Да исполнятся уста наша…», диакон, выйдя на амвон, произносит благодарственную ектению, начинающуюся словами: Прости приимше Божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. «Прости», то есть: «прямо», «с прямым взором», «с чистой душой». Следует только одно прошение: Заступи, спаси, помилуй… и затем предание себя Богу: День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. На литургиях, которые начинаются с вечерни, вместо: «День весь», надо говорить: Вечера всего совершенна… В это время священник, начертав губою крест над антиминсом, и положив губу на середину антиминса, складывает антиминс, определенным порядком: сначала закрывает верхнюю часть антиминса, потом нижнюю, левую и правую. Затем священник берет напрестольное Евангелие и, творя им над сложенным антиминсом крест, произносит заключительный возглас ектении: Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Надо знать, что при архиерейской службе, архиерей дает относить потир на жертвенник старшему архимандриту или иерею, который и произносит возглас: «Всегда, ныне, и присно…», а складывает Антиминс вместе со сослужащими сам архиерей, который произносит и заключительный возглас благодарственной ектении.

Заамвонная молитва

После возгласа благодарственной ектении священник или архиерей возглашает: С миром изыдем. Лик отвечает: О имени Господни, прося этим благословение на выход из храма именем Господним. Диакон приглашает: Господу помолимся, а священник, выйдя из алтаря и став за амвоном среди народа, читает так называемую «Заамвонную молитву», начинающуюся словами: Благословляяй благословящыя Тя, Господи:, которая является как бы повторением вкратце всех главнейших прошений божественной литургии, особенно тайных, которые не были слышны народу. При соборном служении эту молитву выходит читать самый младший по сану священник. Диакон во время чтения ее стоит на правой стороне пред образом Спасителя, держа свой орарь и преклонив главу до окончания молитвы, а затем входит северными дверями в алтарь, подходит, склонив главу, с левой стороны к престолу, и священник читает для него «Молитву, внегда потребити святая» — на потребление Св. Даров, начинающуюся словами: Исполнение закона и пророков Сам сый, Христе Боже наш… тайно, чтобы слышно было диакону. В заключение молитвы диакон целует престол и отходит к жертвеннику, где потребляет оставшиеся Св. Дары. Если диакона нет, то священник читает эту молитву для себя перед самым потреблением Св. Даров уже после отпуста литургии. Для удобнейшего потребления Св. Даров, диакон закладывает угол утирального плата себе за ворот и, держа в левой руке другой его конец, берет левой рукой чашу. Правой рукой при помощи лжицы он потребляет частицы Тела Христова и остальные частицы, а затем испивает все содержимое чаши. Потом ополаскивает чашу и дискос теплой водой и испивает эту воду, следя, чтобы на стенках чаши, ни на дискосе не осталось ни малейшей частицы. Затем он вытирает внутренность чаши губой или покровцем досуха, вытирает дискос и лжицу, и ставит сосуды там, где они обыкновенно находятся. При этом необходимо внимание, чтобы ничего не уронить или не пролить из содержимого чаши.

Окончание Литургии

По окончании заамвонной молитвы певцы поют трижды: Буди имя Господне благословенно отныне и до века и затем читается (в некоторых местах принято петь) — 33–ий псалом: «Благословлю Господа на всякое время…» Во время чтения или пения этого псалма священник выходит из алтаря и раздает верующим Антидор, то есть остатки той просфоры, из которой был вынут на проскомидии Агнец. Слово «Антидор» от греческого αντιδωορον — значит: «вместодар». По объяснению Симеона Солунского, Антидор и дается вместо причастия тем, которые не удостоились за этой Божественной литургией св. причащения Тела и Крови Христовых. Антидор дается для освящения душ и телес верующих, а потому называется еще «Агиасмой», то есть «Святыней». Вошло в обычай раздавать Антидор с тех пор, как ревность верующих ослабела, и они перестали причащаться за каждой литургией, как это было в первые века христианства. Взамен причащения им и стал даваться Антидор. Антидор вкушается неядшими, то есть натощак.

По раздаче Антидора и по окончании чтения псалма 33–го, иерей благословляет рукой народ, произнося: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда ныне и присно, и во веки веков. Лик отвечает: Аминь. Иерей, обращаясь лицом к престолу возглашает: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе. Лик продолжает это славословие: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, Аминь. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, благослови. В ответ на это испрашивание благословения, служащий архиерей или священник, поворачиваясь в царских вратах лицом к народу, произносит отпуст, (печатается наряду в служебнике) на котором всегда поминается на первом месте, после святых апостолов, имя св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого, в зависимости от того, чья литургия служилась, а также храмовой святой и святой дне. На литургии всегда бывает отпуст великий, причем в дни великих Господских праздников на литургии положены особые отпусты, указываемые в конце Служебника. Архиерей при произнесении отпуста осеняет народ дикирием и трикирием. У нас сравнительно недавно вошло в обычай произносить отпуст с крестом в руках, осенять народ этим крестом и затем давать его для целования народу. По уставу это указано делать только в Светлую седмицу и на литургии Отдания Пасхи, когда отпуст предписано произносить с крестом. Обычно по Уставу в конце литургии раздается только антидор при пении или чтении 33–го псалма, как указано выше. В настоящее же время в приходских храмах редко где читается 33–ий псалом, поэтому священник по отпусте раздает сам кусочки порезанных освященных просфор, и дает целовать крест.

3. Литургия Василия Великого

В первые три века Христианства чин совершения Евхаристии не был записан, а передавался устно. Об этом ясно говорит св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (329—379 гг. по Р. Хр.): «Слова призывания в пременении хлеба причащения и чаши благословения (молитвы священнодействия Евхаристии), кто из святых письменно нам оставил»? «Никто». И объяснил, почему это: «Ибо на что даже и взирать не надлежит некрещенным, о том каким образом приличествовало учение письменно объявляти?» Таким образом, литургия, переходя из века в век, от народа к народу, из Церкви в Церковь, получила различные виды, и, оставаясь в своих основных чертах неизменной, различалась словами, выражениями и обрядами. По сказанию св. Амфилохия, епископа Иконии Ликаонской, св. Василий Великий просил Бога «дать ему силу духа и разума совершить литургию своими словами». По шестидневной пламенной его молитве, Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его молитву. Вскоре потом Василий, будучи объят восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: «Да исполнятся уста моя хваления» и: «Вонми, Господи, Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего» и прочие молитвы литургии. Литургия, составленная св. Василием Великим, представляет собой сокращение литургии апостольских времен. Об этом так говорит св. Прокл, патриарх Константинопольский: «Апостолы и после них Учители Церкви совершали Божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев во благочестии в последующие времена, перестали приходить к слушанию литургии, по причине ее продолжительности. Св. Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил ее, а после него еще более св. Златоуст». В самые ранние времена литургийные молитвы предоставлены были непосредственному вдохновению Св. Духа и Богопросвещенному разуму епископов и прочих предстоятелей Церквей. Постепенно установился более менее определенный чин. Этот чин, хранившийся в Кесарийской Церкви, св. Василий Великий пересмотрел и изложил его письменно, составив при этом ряд своих молитв, отвечающих впрочем апостольскому преданию и древней литургической практике. Таким образом, литургия св. Василия Великого принадлежит этому великому вселенскому учителю и святителю скорее по своей словесной формулировке, хотя все важнейшие слова и выражения были перенесены из древнейших апостольских литургий св. апостола Иакова, брата Божия, и св. Евангелиста Марка.

Литургия св. Василия Великого была принята всем православным Востоком. Но вскоре св. Иоанн Златоуст, снисходя все к той же немощи человеческой, произвел в ней новые сокращения, которые касаются впрочем, главным образом, лишь тайных молитв.

Особенности литургии св. Василия Великого, по сравнению с литургией св. Иоанна Златоуста, суть следующие:

Евхаристическая и ходатайственная молитвы гораздо длиннее, вследствие чего и напевы в это время употребляются более протяжные. Евхаристическая молитва литургии св. Василия Великого отличается особенной догматической глубиной, вдохновенностью и высотой созерцания, а ходатайственная своей поразительной всеобъемлемостью. Иной текст и у некоторых других тайных молитв, начиная с молитвы об оглашенных.

Слова установления таинства Евхаристии произносятся возгласно вместе с предшествующими им словами: Даде святым своим учеником и апостолом рек: Приимите, ядите… и затем: Даде святым своим учеником и апостолом рек: Пийте от нея вси…