Кроме того, в Российской Церкви к разряду великих бденных праздников отнесен еще праздник

4. Покров Пресвятыя Богородицы — 1 октября, не принадлежащий к числу двунадесятых. К числу великих бденных праздников принадлежит также,

5. Обрезание Господне и память св. Василия Великого — 1 января.

Основной уставной особенностью и отличием великих праздников, от праздников средних, имеющих бдение, является то, что средним праздникам как указывает 47–ая глава Типикона, «прилагается канон Богородицы на утрени», а в великие праздники поются на утрени каноны только праздничные, а Богородице отдельного канона нет. Другая существенная особенность одних только двунадесятых праздников (но не всех великих) та, что на утрени, вместо «Честнейшую», поются на 9–ой песни особые припевы праздника, а на литургии, вместо «Достойно есть» — Задостойник — ирмос 9–ой песни канона. Характерной особенностью Господских двунадесятых праздников являются особые праздничные антифоны на литургии и входный стих, а также то, что в праздники Господские, случившиеся в воскресение, отменяется служба воскресная и поется вся служба лишь праздника. В праздники же великие Богородичные и святых, а также и в праздник Сретения Господня, если они придутся в воскресение, служба им соединяется со службой воскресной. В великие Господские праздники положены особые отпусты после службы, которые помещаются в Служебнике. В первый день Господского праздника также положена Великая вечерня со входом и Великим прокимном. Но если праздник придется в субботу, то великий прокимен поется накануне в пяток, ибо в субботу всегда бывает прокимен: Господь воцарися.

Великие праздники Господские, Богородичные и святых имеют еще ту особенность, что молитвословия, прославляющие данный праздник, имеются не в одном только последовании на самый день праздника, но и в последованиях некоторых предшествующих и последующих дней. Дни, предваряющие праздник, в которые праздник уже начинает воспеваться, называются предпразднством, дни, последующие за праздником, в которые праздник продолжает воспеваться, называются попразднством. Большинство великих праздников имеют по одному дню предпразднства и по несколько дней попразднства, обыкновенно прославляются главные участники, виновники события, прославляемого в самый день праздника. Так, напр., на другой день после Рождества Пресвятой Богородицы — 9 сентября, — прославляются родители Ее, свв. прав. Иоаким и Анна; после Рождества Христова, — 26 декабря, — празднуется Собор Пресвятой Богородицы; после Крещения Господня, — 7 января, — празднуется Собор св. Иоанна Предтечи; после Сретения Господня, — 3 февраля, — прославляются свв. прав. Симеон Богоприимец и Анна пророчица; после Благовещения, — 26 марта, празднуется Собор св. Архангела Гавриила. Службы этим святым присоединяются к службам, прославляющим праздничное событие. Число дней попразднства у разных праздников неодинаково: оно зависит от следующих за ними праздников или наступления поста и бывает то один день, то четыре, то шесть, то семь, то девять. Праздник Пасхи продолжает праздноваться целых сорок дней до праздника Вознесения Господня, причем отдание Пасхи соединяется с предпразднством Вознесения Господня.

Характерной особенностью отдания праздника, по сравнению с остальными днями попразднства, является то, что поется служба только праздника. Со службой отдания может соединяться только служба такого святого, которому положено бдение, или полиелей, или славословие. Служба же дневного святого будничного переносится на день раньше, накануне отдания. В день отдания праздника не совершается всенощное бдение, не бывает на вечерни входа и чтения паремий, а на утрени — полиелея, величания и Евангелия, но на 9–ой песни, вместо «Честнейшую» поются припевы праздника, «яко же на самый праздник», и утреня заканчивается «Великим славословием». На литургии не бывает праздничных антифонов, но поется прокимен, аллилуарий и причастен праздник. В отдание только Богородичных праздников читается еще праздничный Апостол и Евангелие.

Рассмотрим особенности празднования великих праздников в том порядке, как они следуют в Типиконе, начиная с сентября месяца, который является первым месяцем церковно–богослужебного года.

2. Месяцеслов

Сентябрь

8–го сентября — Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день празднуется рождение Пресвятой Девы Марии от свв. праведных Иоакима и Анны в галилейском г. Назарете. Св. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а св. Анна из архиерейского рода Ааронова. Дева Мария дарована была им в глубокой старости, после усиленных молитв их о разрешении неплодства Анны. Имя Мария в переводе с еврейского языка на русский значит: «высокая», «превосходящая» или «госпожа». Праздник Рождества Пресвятыя Богородицы имеет день предпразднства и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12 сентября.

14–го сентября — Всемiрное воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Этот праздник совершается в воспоминание двух событий: 1. Обретения животворящего креста Господня св. праведной царицей Еленой, матерью имп. Константина Великого, в 326 г. в Иерусалиме и 2. возвращения его от персов в 628 г. при греческом имп. Ираклии, после того, как в 614 г. персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, разграбил храм Воскресения и вместе с другими сокровищами похитил крест Господень.

В этот день совершаются особые священнодействия. По Уставу после отпуста малой вечерни из сосудохранительницы выносится крест Господень и с чтением предначинательных молитв и пением тропаря и кондака полагается на престол на место Евангелия, которое поставляется на горнее место. Теперь, обыкновенно, крест полагается на блюде перед Малой вечерней на жертвеннике, а после Малой вечерни переносится иереем на главе на престол. Крест украшается при этом васильками или другими цветами. На утрени: не бывает выхода на полиелей и величание на середину храма: величание поется в алтаре перед крестом, лежащим на престоле, и в алтаре же читается и Евангелие. Далее служба идет по уставу, а после Великого славословия, при пении последний раз «Святый Боже» протяжным похоронным напевом крест выносится из алтаря священником или архиереем на главе северными дверями, подносится к царскими вратам с возглашением: «Премудрость прости», а затем полагается среди храма на аналое. При троекратном пении тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя» вокруг креста совершается каждение, после чего в соборных храмах и монастырях совершается воздвижение креста и осенение им народа на все четыре стороны при многократном пении: «Господи помилуй». Диакон при этом произносит особую ектению, на каждое прошение которой поется 100 раз «Господи помилуй». Самое воздвижение состоит в том, что священник или архиерей осеняет крестом ту сторону, для которой бывает воздвижение (сначала восток, потом запад, затем юг, север и опять восток), трижды, затем преклоняется, держа крест в обеих руках, до земли, пока голова его не будет отстоять от земли на одну пядь. Потом он снова «воздвизается горе», то есть поднимается. При этом священника поддерживают с обеих сторон прислужники, а архиерея старшие священники под руки. Как преклонение, так и возвышение совершается медленно, пока пропоют 100 раз «Господи помилуй»: преклонение должно совершаться при пении первой половины сотницы, то есть 50–ти раз «Господи помилуй», а возвышение при пении второй половины сотницы. При конце сотницы священник снова знаменует крестом трижды, а лик поет особенно громко последние три раза «Господи помилуй». Это должно напоминать, как при нахождении креста Иерусалимский патриарх Макарий взошел на возвышенное место и оттуда воздвигал крест на все стороны, чтобы все могли его видеть, а народ, повергаясь перед крестом, восклицал: «Господи помилуй». После пятого воздвижения поется: «Слава, и ныне…», и кондак кресту: «Вознесыйся на крест волею…» При пении кондака крест опять полагается на аналогий и совершается поклонение кресту. Поется трижды: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» сначала духовенством, потом ликами, причем на каждое пение творится земной поклон, какой бы день седмицы ни случился. Затем лики поют особые стихиры кресту, во время которых сначала духовенство, а затем и все молящиеся прикладываются ко кресту, творя перед ним по три земных поклона, как обычно, то есть два поклона перед прикладыванием и один поклон после прикладывания. Воздвижение креста не всегда совершается, а только в соборных храмах и монастырях: если воздвижения не было, то после тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждения сряду совершается поклонение кресту с пением: «Кресту Твоему…» Если совершалось воздвижение креста, то после поклонения кресту уже не произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», как обычно на бдении, а сразу говорится ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». При выносе креста полагается перезвон колоколов. Предстоятель, выносящий крест, все равно священник или архиерей, к моменту выноса креста облачается в полное облачение.

На литургии поются особые праздничные антифоны, произносится «входное» и вместо «Святый Боже», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Воздвижение Креста Господня, в память страданий Господа на кресте, день постный, в который не разрешается ядения не только скоромной пищи, но и рыбы. В первый день праздника положена Великая вечерня со входом и Великим прокимном. Воздвижение имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание 21 сентября.

Кроме дня предпразднства и дней попразднства, праздник Воздвижения имеет еще ту особенность, что суббота и воскресение, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и неделей пред Воздвижением, а суббота и воскресение, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и неделей по Воздвижении. В эти субботы и недели указаны на литургиях особые Апостолы и Евангелия, имеющие отношение к чествованию креста Господня, которые читаются на первом месте, прежде рядовых, а перед ними говорятся сообразные прокимны и аллилуарии. Животворящий Крест, вынесенный на середину храма, лежит на аналогии до дня отдания 21 сентября. В день отдания он, после отпуста литургии, вносится священником, при пении тропаря и кондака, в алтарь св. дверьми, полагается на престол с каждением, а затем убирается в сосудохранилище.