Вечером совершается Всенощное бдение, состоящее из Великого повечерия (так как Вечерня уже совершалась) и Утрени с первым часом. На Великом повечерии торжественно поется песнь св. пророка Исаии: С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. Повечерие заканчивается чтением Великого Славословия, после чего бывает выход на литию: совершается лития, литийная ектения, стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое по Отче наш, поется троекратно тропарь праздника с каждением, благословение хлебов и «Буди имя Господне», то есть все, как обычно бывает в конце праздничной бденной вечерни. Таким образом Рождественская вечерня как бы разделена на две половины: первая половина ее совершается перед литургией, в соединении с нею, а конец присоединяется к концу Великого повечерия на Всенощном бдении. Далее следует обычным порядком бденная Утреня и первый час. В самый день праздника совершается литургия св. Иоанна Златоустого, на которой поются особые праздничные антифоны и «входное», а вместо Трисвятого поется: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, Аллилуиа. Вместо «Достойно» — Задостойник.

Если Навечерие случится в субботу или воскресение, тогда этот порядок несколько меняется. Царские часы отправляются накануне в пятницу, причем литургии в ту пятницу после Царских часов не бывает. В день Навечерия служится обычным порядком литургия св. Иоанна Златоустого, а уже после литургии в 1 час дня, совершается отдельно Рождественская Вечерня, причем на ней после паремий и малой ектении с возгласом: «Яко свят еси Боже наш…» Трисвятое уже не поется, так как литургии дальше нет, а читается Апостол и Евангелие праздника, ектения сугубая: «Рцем вси…», читается молитва: «Сподоби Господи…», ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву», возглас: «Премудрость» и обычный отпуст, после которого славится праздник пением тропаря и кондака. Бдение также состоит из Великого Повечерия и Утрени с Первым часом, но в самый день праздника совершается тогда Литургия св. Василия Великого.

На следующий день 26–го декабря празднуется Собор Пресвятыя Богородицы. Вечерня бывает великая со входом и великим прокимном: Кто бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса, но утреня лишь славословная. В следующую субботу, именуемую Субботою по Рождестве Христовом, положены особые Апостол и Евангелие. Следующая неделя (воскресение) именуется Неделею по Рождестве Христовом, или Святых Богоотец. В нее совершается память святых и праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Если она случится уже по отдании Рождества Христова 1 января, то служба святым этим совершается на второй день праздника 26 декабря.

Начиная от первого дня Рождества Христова, 25 декабря, и кончая праздником Богоявления, 6 января (исключая день навечерия 5 января), бывает во все дни «разрешение на вся», то есть отменяется пост и в среду и в пятницу, отменяются также коленопреклонения в церкви и в келиях, как гласит об этом Типикон в последовании 25 декабря.

В дни Рождества Христова обычаем принято священнослужителям «славить праздник», обходя с крестом и молитвою дома своих прихожан.

Январь

1–го января. — Обрезание Господне. Память св. Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Начало гражданского нового года. Это восьмой день по Рождестве Христовом, почему в этот день и вспоминается исполнение над младенцем Иисусом закона обрезания, который установлен в знамение завета Божия с Авраамом и его потомством. Праздник этот имеет знак великого, но не принадлежит к числу двунадесятых. С ним соединяется празднование памяти св. Василия Великого, а потому служба совершается двойная: празднику и святителю. При совпадении с воскресным днем, воскресная служба предваряет и, вместо припевов на 9–ой песни Обрезанию и св. Василию, поется «Честнейшая». Катавасия на утрени праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно», которая поется с 1 января до отдания Богоявления 14 января.

Особой службы по случаю Нового Года в этот день нет. Новый год 1 января стал праздноваться у нас только с 1700 года. До этого он праздновался 1 сентября, когда и теперь еще празднуется Церковное Новолетие. Это начало индикта — периода времени в 15 лет, который принят христианским летосчислением со времени избавления Церкви Христовой от гонений при Императоре Константине Великом в 312 году. «Индикт» от латинского — indictio, значит наложение дани, налог. В Римской Империи каждые 15 лет установлялись размеры налогов.

6–го января — Богоявление, или Крещение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — Вспоминается как Господь на 30 году Своей жизни, пред выходом на Свое общественное служение человеческому роду, принял крещение от Иоанна в реке Иордане, Дух Святый сошел на Него в виде голубя, а Бог Отец голосом с неба засвидетельствовал о Нем, как о Своем Возлюбленном Сыне. В древности в Навечерие Богоявления совершалось крещение оглашенных, а так как крещение есть духовное просвещение, то самый праздник этот именуется иногда в Типиконе «Просвещением». Праздник Богоявления имеет четыре дня предпразднства — с 2 по 5 января — и восемь дней попразднства. Отдается 14 января. Cуббота и неделя пред Богоявлением называются в уставе Субботой и Неделей пред просвещением и в них положены особые чтения из Апостола и Евангелия.

Весь устав службы на Богоявление, как и в дни предпразднства, очень напоминает собой устав службы на Рождество Христово: схема всей службы почти одна и та же. В дни предпразднства так же поются на повечериях трипеснцы и каноны, напоминающие трипеснцы и каноны Страстной седмицы. Канун Богоявления, или Навечерие просвещения, так же именуется Сочельником. В этот Сочельник положена по уставу служба точно такая же, как и на Рождество Христово, то есть; Царские часы и литургия свят. Василия Великого, начинается Вечерней. Всенощное бдение так же состоит из Великого Повечерия и Утрени. Если Навечерие случится в субботу и воскресение, то так же, как и на Рождество Христово, Царские часы совершаются в пятницу, а в Навечерие бывает обычная литургия свят. Иоанна Златоуста и после нее Вечерня праздника отдельно, а литургия свят. Василия Великого совершается тогда на самый праздник.

Главной особенностью праздника Богоявления является Великое освящение воды, которое совершается дважды: 1) В Навечерие после заамвонной молитвы, но обычно где‑либо на реке или на источнике, в воспоминание Крещения Господа от Иоанна во Иордане. Когда Навечерие придется в субботу или воскресение, Великое освящение воды совершается в конце Вечерни после просительной ектении. Великое освящение воды состоит из пения стихир: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя…» чтения трех паремий, Апостола и Евангелия, Великой ектении с особыми прошениями, молитвы, начинающейся словами: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» и троекратного погружения креста в воду с пением тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» Последование его изложено, как в Минее под 5–ым января, так и в Требнике. Освященной водой, которая называется «Великой агиасмой» (то есть «святыней» по гречески — αγιασμα), окропляется храм и дома верующих, которые затем обходит священник. Принято до освящения воды в Навечерие не в вкушать пищи, но самое вкушение пищи само по себе не рассматривается, как препятствие для того, чтобы пить освященную воду. В Навечерие Богоявления вообще положен строгий пост, и только, если оно случится в субботу или воскресение, «поста несть», то есть можно вкушать пищу до вечерни, по отпусте литургии, но пищу постную.

На следующий день по Богоявлении, 7 января, празднуется Собор св. Иоанна Крестителя. Следующая за праздником Богоявления суббота и неделя называются Субботой и Неделей по просвещении, и в них читаются особые Апостол и Евангелие.

Февраль

2–го февраля — Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — в храме Иерусалимском праведным Симеоном и Анною пророчицею. Это было в сороковой день по Рождестве Христовом, когда Пресвятая Дева Мария, согласно требованию закона Моисеева, принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм для того, чтобы принести жертву об очищении Своем (хотя Она и не имела нужды в нем, как непорочно бессеменно родившая), для представления Младенца Богу и для выкупа за Него. Праздник Сретения — одновременно и Господский и Богородичный, но по уставным особенностям он относится более к числу Богородичных, ибо при совпадении его с воскресным днем, воскресная служба не отменяется, а предваряет службе праздника, как бывает в Богородичные двунадесятые праздники. Но Сретение, хотя и не имеет праздничных антифонов (поются «изобразительные и блаженны»), однако, имеет «Входный стих», как Господские праздники и имеет особый праздничный отпуст. Если Сретение случится в приготовительные недели к Великому посту, на утрени не положено петь обычного: «Покаяния отверзи ми двери…» а поется стихира праздника; но положенное в эти недели «На реках вавилонских» не отменяется. При совпадении Сретения с воскресным днем, не поются припевы праздника; песнопения воскресные предшествуют песнопениям Сретения. Катавасия Сретения: «Сушу глубородительную землю:», поется начиная с 15 января, сразу после отдания Богоявления, и до отдания Сретения, которое нормально (если не наступает уже Великий Пост, или дни Недели сырной, когда дни попразднства Сретения сокращаются, о чем подробно указано в Марковых главах, с коими и надлежит всегда тщательно справляться) бывает 9 февраля. Если праздник Сретения случится в сырные среду и пяток, то литургия совершается, а накануне обычное всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, утрени и первого часа, при чем в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона с молитвою преп. Ефрема Сирина. Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу (родительскую), то заупокойная служба переносится или на субботу пред неделей блудного сына или на четверток мясопустный. Если Сретение случится в понедельник первой седмицы Великого поста, что бывает при самой ранней Пасхе, то служба праздника переносится на день назад на —1 февраля и совершается в неделю Сыропустную.