К достойному празднованию этого праздника верующие приготовляются двухнедельным постом, который носит название Успенского поста, или поста Пресвятыя Богородицы. Начинается он 1 августа, а кончается 14 августа. Рыбу позволяется вкушать этим постом только в праздник Преображения Господня; в понедельник, среду и пяток сухоядение, во вторник и четверток варение без елея, в субботу и неделю варение с елеем и вино. На 3 и 4 августа Типикон указывает петь «Аллилуиа, или тропарь». Это значит, что можно в эти дни совершать службу, подобную великопостной с поклонами и молитвой преп. Ефрема Сирина, как это бывает и в Рождественском и в Петровом посту, но не обязательно, а по желанию.

На утрени в день Успения Пресвятыя Богородицы «в некоторых странах творится пение надгробное, наипаче же идеже храм настоящего празднества», напоминающее службу Великой субботы перед плащаницей. Это бывает, например, в Киево–Печерской Лавре, непосредственно перед пением «Хвалите имя Господне» и величанием. Еще более напоминающий службу Великой субботы чин надгробного пения совершался (до революции) 17 августа в Гефсиманском скиту близ Троице–Сергиевской Лавры. Этот чин начинается сразу по пении «Бог Господь»: все тропари составлены по подобию тропарей Великой субботы. Все это совершается перед иконой Успения, полагаемой среди храма на аналое, а иногда и плащаницей Божией Матери.

29–го августа — Усекновение честныя главы честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. — Вспоминается, как по приказанию царя Ирода Антипы, был обезглавлен величайший из рожденным женами св. Иоанн Предтеча Господень за то, что обличал царя в незаконном сожительстве с женой брата своего, по требованию ее дочери, угодившей царю Ироду своим плясанием на пиршестве. Это великий праздник, имеющий один день попразднства. В день этого праздника положен строгий пост в знак сетования и в обличение чревоугодия Иродова на пиршестве. Совершается поминовение православных воинов на брани убиенных, как, подобно св. Иоанну, пострадавших за истину.

4. Храмовые праздники

Накануне дня храмового праздника непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет храмовой праздник Святому, случившийся в день Святого Духа. Накануне этого праздника, то есть в день Пятидесятницы, совершаются тогда, как обычно 9–ый час и Великая вечерня, а затем в свое время повечерие, полунощница и утреня (см. Типикон гл. 56 — о храмах). Служба храмовых двунадесятых праздников Господских и Богородичных совершается одинаково во всех церквах, как там, где есть храмовой праздник, так и там, где нет его. Особенности бывают лишь в храме Благовещения или Архангела Гавриила, если этот храмовой праздник случится в понедельник Страстной седмицы (см. храмовую главу Типикона 47). В храмовой праздник святого, хотя бы святый не принадлежал к числу Великих святых, служба храмовая отправляется с большей торжественностью, чем обычно, и не прелагается на другой день, причем непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет только совпадение храмового праздника с первой седмицей Великого поста, Страстной седмицей и днем Пасхи, о чем есть особые главы в Типиконе храмовые, 30, 45 и 46, тогда служба престольного праздника переносится на Неделю Сыропустную, или на Неделю Ваий или на второй день Пасхи. Отдание храмового праздника совершается в тот же день на вечерне (см. Тип. храм. гл. 1–ая), на которой поются стихиры и храму. Вообще необходимо всегда справляться в этих случаях с особыми так называемыми храмовыми главами, помещенными в конце Типикона, где предусмотрены все возможные случаи.

5. Богослужение подвижных дней года

Эти богослужебные дни года зависят от праздника Пасхи, который совершается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, то есть полнолуния, приходящегося в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после онаго. Самая ранняя Пасха может быть 22 марта, самая поздняя — 25 апреля. В связи с празднованием дня Пасхи находятся два богослужебных периода: 1. Приготовительные недели к Великому посту, самый Великий пост, или св. Четыредесятница и Страстная седмица это период, в который богослужение совершается по Постной Триоди, и 2. Святая Пятидесятница — от первого дня Пасхи до Недели Всех Святых, следующей за неделей Пятидесятницы, — это период, в который богослужение совершается по Цветной Триоди.

6. Богослужения Постной Триоди

1. Приготовительные Недели к Великому Посту

Великий пост, состоящий из святой Четыредесятницы, и примыкающей к ней вплотную Страстной седмицы всего семь седмиц служит приготовлением к величайшему христианскому празднику — Светлому Воскресению Христову, именуемому Пасхой Господней, прообразом которой была ветхозаветная иудейская Пасха (самое слово «Пасха» — πασχα с еврейскаго — phesach и значит: «прохождение мимо», «избавление» — когда (ангел) губитель избивая первенцев египетских, проходил (мимо) дома евреев (Исх. 12 глава). Это название евреи употребляют для означения своего праздника, учрежденнаго в воспоминание перехода их из рабства в земле египетской в обетованную землю ханаанскую. Великий пост это время преимущественно назначенное Церковью для покаяния: это время всеобщаго духовнаго очищения и освящения. Поэтому все богослужебныя песнопения Великаго поста и весь чин богослужебный направлен на то, чтобы пробудить в нас сокрушение о грехах своих. Но покаянныя чувства, должная покаянная настроенность духа не всем и не всегда сразу и легко даются. Нужно заранее расположить душу к покаянному настроению. Учитывая это, св. Церковь еще задолго до Великаго поста начинает подготовлять нас к покаянному подвигу. Для этого назначены ею особыя Подготовительныя недели к Великому посту. Таких подготовительных недель (то есть воскресных дней) всего четыре: 1. Неделя мытаря и фарисея, 2. Неделя блуднаго сына, 3. Неделя мясопустная, или О страшном суде и 4. Неделя сыропустная, или Изгнание Адамово, называемая в просторечии также «прощенным воскресением», или «прощенным днем». Таким образом, еще за три седмицы Церковь уже начинает подготовлять верующих к Великому посту, и с первой подготовительной недели — Недели мытаря и фарисея — богослужение совершается по Постной триоди, вплоть до Страстной субботы. (Триодь слово греческое и значит трипеснец, три оды, три песни, см. выше на стр. 98 и 99).

Неделя мытаря и фарисея

Неделя мытаря и фарисея называется так потому, что на литургии читается Евангелие — притча о мытаре и фарисее, а в церковных песнопениях, находящихся в Триоди постной, ставится в пример смирение мытаря и порицается гордыня и самохвальство фарисея. Основная идея богослужения этого дня та же, которая выражена в заключительных словах притчи: «Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лук. 18, 14). С этого дня и далее во весь пост до 5–ой недели включительно на каждой воскресной утрени после Евангелия поются умилительные покаянные тропари: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…» Служба в эту неделю, как и в следующия недели, совершается по Октоиху, но из Триоди добавляются стихиры и канон. Последование святаго (из Минеи), прилучившагося во все эти недели (то есть воскресные дни), поется в пяток на Повечерии, кроме, разумеется, памяти великаго святаго, служба котораго соединяется в согласии с указанием Марковых глав. Нормально, неделя мытаря и фарисея должна быть по счету 33–ей по Пятидесятнице, но в зависимости от того, бывает ли «вне Пасха» или «внутрь Пасха», она может быть позже или раньше. Поэтому в таблице Евангельских чтений на утрени уже не указывается с этой недели рядовое утреннее Евангелие, как не указывается и рядовой глас. По субботам, со следующей после недели мытаря и фарисея, до недели Всех святых положено читать на литургии сначала Евангелие рядовое субботе, а потом уже святому. Седмица эта сплошная, то есть в среду и пятницу отменяется пост в посрамление фарисея, гордившагося тем, что он постится дважды в седмицу и, как сказано в Триоди, в посрамление еретиков–армян, содержащих всю эту седмицу пост, «гаголемый арцивуриев».

Неделя блудного сына

Эта неделя называется так потому, что на литургии читается Евангельская притча о блудном сыне, а в церковных песнопениях ставится в пример прощающая любовь его отца, символизирующая беспредельное милосердие Божие к кающемуся грешнику. Идея этой недели — никакой грех не может победить человеколюбия Божия, а потому, сокрушаясь о своих грехах, никогда не следует приходить в отчаяние. В эту неделю, так же, как и в следующие две мясопустную и сыропустную на утрени после пения полиелейных псалмов: «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется еще следующий за ними 136 псалом: «На реках вавилонских:» с аллилуиею красною. Пение этого псалма должно напоминать нам, грешникам, о нашем несчастном состоянии в плену у диавола и греха, подобно тому, как некогда каялись иудеи, сознавшие в Вавилонском плену свое бедственное положение. Скорбный гимн этот ныне ярко выражает нашу скорбь об утраченном нами по грехам нашим отечестве небесном и внушает нам необходимость каяться для того, чтобы сподобиться радости возвращения в это небесное отечество. В неделю блудного, мясопустную и сыропустную поется особая, указанная наряду, «катавасия Триоди».