Продолжительность звона определяется для звонаря тем, что он должен прочитывать, по указанию Устава, про себя или «Непорочны» (17–ю кафизму) или 50 псалом. Великим постом положено перед часами ударять в колокол: перед третьим часом 3 раза, перед 6–ым — 6 раз, перед 9–ым — 9 раз, перед повечерием — 12 раз.

Кроме вышеуказанного назначения церковные колокола употреблялись у нас для предупреждения о пожаре, что называлось «бить в набат» и во время вьюг и метелей, чтобы помочь путникам ориентироваться в дороге.

4. Лица, совершающие богослужения

Православное богослужение совершается особыми лицами, поставленными на то через законное рукоположение Самим Господом и составляющими церковную иерархию, или духовенство. Еще в Ветхом Завете, по повелению Божию, св. пророк Моисей избрал и посвятил для совершения богослужения особых лиц первосвященника, священников и левитов. Первым первосвященником был брат Моисея Аарон, а первыми священниками были сыновья Аарона. Лица, дерзнувшие совершать богослужение без законного поставления были наказаны (возмутившиеся с Кореем, Дафаном и Авироном). Первосвященнику и священникам помогали левиты. Таким образом, ветхозаветная иерархия состояла из трех степеней.

В Новом Завете Господь Иисус Христос, совершив Божественное Свое служение на земле, установил таинства и научил людей покланяться Богу духом и истинною, предоставил потом, как дальнейшее устройство Церкви, так и видимое совершение богослужения Своим Апостолам и преподал им благодатную силу и власть священнодействовать, учить верующих вере и благочестию и управлять Церковью. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы, и сия рек, дуну, и глагола им: Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Иоан. 20, 21—23; 17, 18; Мф. 16, 19; 18, 18).

Господь Иисус Христос из всего множества Своих учеников и последователей избрал только 12 Апостолов, которым дал власть учить, совершать богослужение и духовно руководить верующими ко спасению (Матф. 28, 19). Полученную от Господа власть Апостолы постепенно через рукоположение передали своим преемникам. Прежде всего, как видно из 6 гл. кн. Деяний, они учредили в помощь себе низшую степень церковной иерархии — диаконскую. Служение первых диаконов состояло в попечении о бедных и в помощи Апостолам при совершении таинств. Когда число верующих стало разрастаться, Апостолы избрали себе новых помощников, наделив их полномочием проповедовать, совершать богослужение и управлять церковными общинами. Посвященные на это служение чрез возложение апостольских рук с молитвою стали называться «пресвитерами», или «старейшими». Наконец, вследствие все продолжавшегося увеличения числа христиан, Апостолы, не имея возможности сами лично всюду ставить диаконов и пресвитеров, учредили в Церкви еще новый высший сан — «епископов», которым и передали полноту своей власти власть не только учить, священнодействовать и управлять, но и самим посвящать пресвитеров и диаконов и наблюдать за их поведением. Слово «епископ» значит по–гречески «блюститель», или «наблюдатель» (от глагола επισκοπεω «епископео» = «наблюдаю»).

В самом начале и святые Апостолы, а затем их преемники Мужи Апостольские, как указывает архимандрит Гавриил, «преемственно передавали свою власть и полномочия другим искусным в Божественном Писании мужам и требовали того, чтобы верующие повиновались им как надзирателям в своей области… Святый Игнатий Богоносец (107), муж Апостольский, строго обличал тех, кои не слушались епископов, пресвитеров и диаконов… Св. Иреней (202), епископ Лионский, ясно отличает преимущество прав епископа и обилие в нем благодати, говоря, что пресвитеры получают дарование благодати от епископов. Он выводит преемство епископов и их происхождение непосредственно от самих Апостолов. По словам Св. Киприана Карфагенскаго, поставление епископов основано на Божественном законе и передано нам чрез св. Апостолов, которые первые приняли епископство от Господа нашего Иисуса Христа. Апостолы, поставив, по духовном испытании епископов, дали им притом и преемников, дабы, когда они почиют, другие, испытанные мужи, приняли на себя служение для того, чтобы чрез такое учреждение и последовательность в церковном чиноначалии переходило и сохранялось предание Апостольское и проповедание истины, так что все епископы чрез последовательное рукоположение сделались преемниками Апостолов» («Руков. по Литургике», архим. Гавриил, стр. 259).

Clerics

Thus appeared in the New Testament Christian Church three degrees of priesthood: the highest bishop, the middle presbyter (from the Greek word πρεσβυτης = old man, senior), and the lowest deacon. All these persons are collectively called clergymen.

Each of the degrees of the priesthood has its own varieties, depending on the merits of the given priest and the official position that he occupies. Thus, the bishops of more significant regions and cities bear the name of archbishops (from the Greek αρχαιος = old, honored bishop); Bishops of metropolitans, or capital cities, are called metropolitans (derived from μητηρ mother + πολις = city), or exarchs (εξαρχω means chief). The bishops of the ancient capitals of Rome, Constantinople, Alexandria, Antioch and Jerusalem, as well as later the heads of some Local Churches, were given the title of patriarchs (from πατηρ = father, αρχω rule, rule). Assistant bishops who administer crowded dioceses are called vicar (vice = instead of) bishops, or simply vicars, that is, "vicars." Priests, or priests, who stand at the head of large parish communities and cathedral churches, bear the title of "archpriests" (from the Greek πρωτος = first ιερευς priest = "first priest") and take precedence over other priests in divine services. Priests of palace, patriarchal and synodal churches bear the honorary title of "presbyters", and the first among them are "protopresbyters". Monks who have the rank of priest are called "hieromonks"; those who stand at the head of the monastery are "abbots" (from ηγουμενος = superior), and at the head of the largest and most glorious monasteries are "archimandrites". At present, these titles are given not only according to the position held, but also according to seniority and for special merits, as a reward or distinction for zealous clergymen. In the same way, senior deacons in cathedral churches are called "protodeacons." Deacons-monks are called "hierodeacons", and the elder of them are called "archdeacons".

It must be firmly known that by grace there is no difference between a patriarch, a metropolitan, an exarch, an archbishop and a bishop: in their grace-filled rights they are completely equal to each other. The difference between them is only in the advantage of honor and the power of government. We call every bishop, regardless of the titut he wears, "bishop," "hierarch," "hierarch," "archpastor," "bishop." In the same way, all priests, regardless of the honorary titut or title they wear, are absolutely equal among themselves by grace. The same goes for deacons. There are only three degrees of priesthood.

Clergy

From the clergy it is necessary to distinguish the clergy who are present and help at the divine services of bishops, presbyters and deacons. These are subdeacons, and readers, also called psalm-readers, and sextons. The difference between clergy and clergy is that clergymen are consecrated, or ordained by a bishop in the altar at the Divine Liturgy, receiving through this ordination the special grace of the priesthood, while clergymen are ordained to their service not through consecration – ordination, but through consecration – the laying on of the bishop's hand, which has the meaning of only a simple blessing, outside the altar, in the middle of the church, before the Divine Liturgy, during the reading of the hours.

A subdeacon is an assistant to a deacon in the episcopal service. He helps the bishop to put on his vestments, gives him a washbasin for washing his hands, dikirions and trikirions, and generally serves the bishop during divine services.