На бдении под воскресный день, который совпадает с днем памяти Святого, которому положено бдение или полиелей, поется: Богородице, Дево, радуйся: дважды и тропарь святого единожды.

На бдении под воскресный день, в который бывает еще особое празднество, как, напр., 1–ая и 3–ья недели Великого Поста, Неделя Всех Святых, Недели Святых Отец, поется: Богородице, Дево, радуйся: дважды и тропарь этого празднества единожды.

«Тропарь воскресной вечерни „Богородице Дево“, по обычаю православной церкви, заключающей каждый ряд песней песнью в честь Богоматери, посвящен Ей… Для такого тропаря выбраны самые радостные из слышанных Богоматерью и дошедших до нас слов приветствие Ей Ангела и прав. Елизаветы, следовательно тропарь составлен из библейских (Лук. 1, 28, 42), боговдохновенных слов, которые однако окружены и переплетены нашими („Богородице Дево“, „Марие“, „Яко Спаса родила еси душ наших“). Основная мысль песни, приглашающая Богоматерь к радости „радуйся“на евр. и греч. языках, впрочем, имело значение вообще приветствия, соответствующее лат. и рус. „здравствуй“» (См. у Скабал. «Толк. Тип»., Вып. 2, стр. 181).

Перед пением тропаря среди храма поставляется тетрапод, (τατραποδιον) или четвероножец, то есть столик на четырех ножках, на котором стоит блюдо с пятью хлебами и с сосудами с вином и елеем и с пшеницею. Окончив литию, священнослужители из притвора входят внутрь храма и останавливаются посреди него перед этим тетраподом, который заранее уготовляется. Когда запоют тропарь, то диакон, взяв благословение у иерея, кадит окрест стола (трижды) и служащих токмо. Также возглашает: «Господу помолимся», а иерей читает молитву: Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый: в которой просит Господа благословить хлебы сия, пшеницу, вино и елей, умножить их во всем мире, и верных, вкушающих от них, освятить. Перед чтением этой молитвы иерей подъемлет один хлеб, начертывая им крест над прочими хлебами, а при чтении молитвы, на словах: Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: указывает правой рукой на каждое из этих веществ, творя таким образом ею крест. Однако, у проф. М. Скабаллановича имеется следующее указание, которое немного разнится от вышеприведенной практики, которая теперь утвердилась. Он говорит, что священнослужитель в «молитве просит Спасителя, показавшего в чуде насыщения 5 тысяч всю силу благословения Своего, о таком же благословении и (подобном чудесному) умножении предложенных веществ, а также об освящении вкушающих от них… Пред словами молитвы: «Сам благослови» священник крестообразно осеняет вещества, но не рукою только, а одним из хлебов, знаменующим небесный Хлеб, «чем (также) показывает, что то же совершил Христос, взяв в Свои руки подобным образом пять хлебов» (См. «Толковый Типикон», Вып. 2, стр. 314—315).

После благословения хлебов лик поет трижды: Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века, а чтец читает псалом 33–й: Благословлю Господа на всякое время: но не весь целиком, а только до слов: не лишатся всякого блага. Иерей, шед от места, где совершал благословение хлебов, становится перед царскими вратами, «зря к западом» (см. Тип. гл. 2), и благословляет молящихся рукой, говоря: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Лик поет: Аминь, и этим первая часть всенощного бдения, состоящая из великой вечерни, заканчивается.

Благословение хлебов было установлено для подкрепления сил молящихся. Во 2 главе Типикона сказано, что, по окончании вечерни, бывает чтение из Деяний или Посланий Свв. Апостолов, во время которого все садятся, «кождо на своих местах»; келарь же, раздробив на блюде благословенные хлебы, раздает братии и почерпает всем, находящимся в храме, по единой чаше вина. После этого вкушения хлеба и вина в тот вечер никто уже не смеет больше ничего вкушать, «причащения ради Пречистых Христовых Таин».

В конце Служебника помещается так называемое «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати» с руководственными указаниями на разные бедственные и недоуменные случаи: там сказано, что желающему причаститься Св. Христовых Таин надо еще с вечера воздерживаться от брашен и питий, или вельми что мало вкусити: «от полунощи же конечно не подобает вкусити чего… зане от полунощи день естественный начинается».

В Служебнике же наряду в последовании вечерни печатается увещание иерею относительно употреблении благословенных хлебов, пшеницы, вина и елея. Тут иерею прежде всего внушается, чтобы он елей сей благословенный, вино, пшеницу и хлебы не благословлял бы на втором бдении вторично. Елеем надлежит знаменовать людей при целовании ими образа, можно его и «во брашнах снести»; вино испить с благоговением; хлебы же, на раздаянии доры, раздробив раздавать, (то есть, можно остатки хлебцев [если останутся] раздавать вместе с антидором, дора это антидор), или в дому честно на трапезе прежде общих брашен сесть; пшеницу или посеять, или измолоть с другой пшеницей и с благодарением сесть. Благословенными хлебами и вином ни в коем случае нельзя литургисать, по правилу Номоканона о священнодействии.

Помазание благословенным елеем в настоящее время совершается обыкновенно на утрени, после чтения Евангелия и молитвы Спаси, Боже, люди твоя: и заменяет собою то помазание елеем, которое по уставу положено совершать в притворе (см. Типикон гл. 3) после отпуста утрени елеем от кандила (лампады) у иконы праздника или святого. Одновременно раздается и благословенный хлеб, раздробленные частицы которого омочены благословенным вином.

В настоящее время в виду того, что бдение совершается обычно с большими сокращениями и нет надобности в подкреплении сил благословенными хлебами и вином, лития и благословение хлебов на всенощном бдении под воскресные дни вообще не совершается, а сразу после просительной ектении и заключительных возгласов поются стихиры на стиховне. На бдениях же в честь двунадесятых праздников и великих святых лития и благословение хлебов совершаются как бы в знак особенной торжественности богослужения в эти дни.

После окончания вечерни на бдении полагается по уставу чтение из Апостола и из толкования св. Иоанна Златоустого и других толковников на Новый Завет. Толкование всегда читается после прочтения Апостола. Для этого чтения весь Апостол разделен на специальные отделы, сверх обычного разделения на главы и стихи и на зачала.

Обычай читать за богослужением отделы Священного Писания Нового Завета ведет свое начало с древнейших времен Церкви. По типикону указано на воскресном всенощном бдении читать поучения 7 раз, а на праздничном 6: после окончания Вечерни, на Утрени после 1 и 2 кафизм, по полиелее, по 3 и 6 песнях канона, и после окончания Утрени (последнее только в воскресение). Цель этих чтений: наставление и назидание, и в тоже время они служат для освежения памяти и отдыхом для тела, так как выслушиваются сидя. Первое чтение это отрывок из Священного Писания (из кн. Деяний Апостольских или из Посланий Апостольских). Следующие четыре чтения берутся из святоотеческих толкований прочитанного отрывка; шестое берется из житий святых; а седьмое нравоучительно–аскетическое «оглашение» берется из писаний преп. Феодора Студита.

К сожалению, теперь это почти нигде не исполняется, кроме, может быть, некоторых монастырей, и то, если бывает, то только одно чтение. На приходах иногда на утрени после 6–й песни читают краткое житие святого или сказание о празднике из Синаксария.

2. Вторая часть Всенощнаго бдения. Утреня