Великий отпуст начинается всегда словами: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол: далее вспоминается святой, которому посвящен храм, затем святой, память которого в этот день празднуется, и далее: Святых праведных богоотец Иаакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Лик поет: Аминь: и Многолетие. В воскресные дни отпуст начинается словами: — Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш: Также и в Господские праздники бывает свое начало, как указано в служебнике. Малый отпуст произносится так: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Только в воскресные дни прибавляются в начале слова: Воскресый из мертвых:

3. Первый Час и окончание Всенощного бдения

После отпуста утрени на всенощном бдении в дни воскресные и праздничные, согласно указанию глав 2, 3, 4, 5 и 7 Типикона, полагается исхождение в притвор при пении стихиры самогласной, (т. е. литийной стихиры храма), а когда на своем месте на — Славу по хвалитных стихирах не пелась стихира евангельская, то при пении на — Славу, и ныне: стихиры Евангельской. После этого положено чтение огласительного поучения преп. Феодора Студита, а по окончании чтения, поется тропарь ему: — «Православия наставниче», и затем Час первый.

В настоящее время, в особенности в приходских храмах, этого исхождения в притвор не бывает, а по отпусте утрени сразу же читается тут же в храме Час первый.

Час первый начинается чтением «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу» трижды и состоит из трех псалмов: 5–го «Глаголы моя внуши, Господи…»; 89–го «Господи, прибежище был еси нам…» и 100–го «Милость и суд воспою Тебе, Господи… «Затем читается Слава, и ныне, троекратное «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!» «Господи, помилуй», трижды, «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», после чего читается тропарь Воскресный данного гласа или тропарь праздника, или же празднуемого святого, затем: «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Потом следует так называемый «Богородичен часов»: «Что Тя наречем…», «Стопы моя направи по словеси Твоему…», Трисвятое по Отче наш. По возгласе священника: «Яко Твое есть Царство…» чтец произносит Аминь и читает кондак воскресный или праздника или празднуемого святого. Затем 40 раз «Господи, помилуй» и молитву, которой обычно заканчивается каждый час: «Иже на всякое время и на всякий час… «Затем «Господи, помилуй» трижды, «Слава» и ныне», «Честнейшую херувим…» и чтец просит благословение священника, говорит «Именем Господним благослови, отче». На это священник произносит возглас: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на и помилуй ны!» и после произнесенного чтецом «Аминь», выйдя из алтаря на амвон и обратясь лицом к иконе Христа Спасителя, произносит молитву: «Христе свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мiр…» являющуюся заключительной молитвой первого часа. При последних словах этой молитвы: «Молитвами Пречистыя Твоея Матере…», иерей поворачивается лицом к Иконе Богоматери, и лик поет, по обычаю: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых….» Затем иерей вновь славит Господа: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» Лик поет: «Слава и ныне», «Господи, помилуй» трижды, «Благослови!» Иерей произносит Малый отпуст. Лик поет: «Аминь. Господи, помилуй» трижды, и этим всенощное бдение оканчивается.

«О бдениих всенощных, бывающих чрез все лето» повествует нам шестая глава Типикона, которая насчитывает в году 52 воскресных бдения, а всего со всеми праздниками 68 бдений, оговариваясь, что, аще предстоятель произволит, могут быть бдения и в другие дни, а также неопустительно «должно есть бывати» бдению в день храмового праздника.

Подробным образом устав всенощного бдения излагается в нескольких главах Типикона: главным образом в 2–ой и 3–ей главе а также в главах: 4–ой, 5–ой и 15–ой.

В 48–ой главе Типикона изложен Месяцеслов во весь год, в котором помещены все так называемые «Марковы главы», в 49–ой главе устав Св. Четыредесятницы и в 50–ой главе устав Св. Пятидесятницы. В этих главах надо внимательно искать разрешения всех недоуменных случаев.

4. Служба полиелейная

В дни так называемых «Средних» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах знаком + креста, напечатанного красным цветом, совершается уже не Всенощное бдение, а служба, носящая название «Полиелейной». Эта служба во многом похожа на Всенощное бдение, но имеет и некоторые существенные отличия от него, так, прежде всего:

В полиелейной службе Вечерня и Утреня не соединены вместе, а совершаются отдельно: Вечерня с вечера, накануне праздника, а Утреня утром;

Непосредственно, перед вечерней читается 9–ый час (Малой вечерни не бывает). По окончании молитвы 9–го часа отдергивается завеса и священник исходит пред царские врата и начинает Вечерню возгласом: — «Благословен Бог наш…», и чтец: — «Приидите поклонимся… «далее предначинательный псалом 103–й не поется, а читается, отверстия царских врат и каждения не бывает;

«Блажен муж»: поется только 1–ый антифон;

На «Господи воззвах» стихиры бывают на 6, от произволения же на 8; все они берутся только из Минеи данному празднику;