Лекции по Исторической Литургике

"Каноны Апостолов"

(или "каноны церковные")

Египетский дидактико-канонический сборник конца III века, который призван дополнить устаревший "Дидахи".

Состоит из 30 глав и делится на две части:

I часть (глл. 4-14) Нравоучительная, которая представляет собой компиляцию "Дидахи" и "Послания Варнавы", но указывает уже на более поздние нравы.

II часть (глл. 15-29). Каноническая, которая даёт нам картину раннего церковного устройства, в частности описывает избрание епископа пресвитерами, диаконами и др. Греческий оригинал не сохранился. Имеются латинская, коптская, арабская и эфиопская версии.

"Апостольское Предание" Св. Ипполита Римского

Является самым ранним (после "Дидахи") и наиболее полным каноническим сборником Древней Церкви (нач. 3 в.). По жанру — это прасакраментарий (служебник) с уставом служб и правилами посвящений. В частности, мы находим здесь древнейший формуляр Евхаристического канона (конца 2 — нач. 3 века), чин постановления во епископа, чин крещения и даже древнейшую всенощную и т.д.

Судьба "Апостольского Предания" сходна с судьбой "Дидахи". Первоначальный текст долгое время не был известен, хотя на него указывал обширный круг памятников, сложившихся под его влиянием. Это и Эфиопские "Каноны Ипполита" (сер. 4 в.), и т.н. "Египетские церковные постановления" (которые долгое время относили к 3 в.), и 8 книга "Апостольских постановлений", и загадочный "Testamentum". Только в 1910-1916 гг. Шварц и Конноли доказали, что первоначальным является текст в т.н. "Синодосе" Александрийской Церкви (канонической компиляции 5 века), и что автором его действительно является знаменитый богослов, римский антипапа и сщмч. Ипполит († 235). "Предание" составлено им по-видимому в 218-222 гг.

Напомню, что Ипполит родился на греческом востоке (в 170-х гг.), учился у сщмч. Иринея Лионского, от которого и воспринял идею Священного Предания. Будучи гениальным догматистом, он не мог принять учения о Троице своего друга (а с 217 г. — папы Римского) Каллиста и разорвал общение с ним. Приверженцы Ипполита также провозгласили его папой. Раскол этот длился и при преемнике Каллиста, завершившись лишь в гонение 235 г. когда оба Римских епископа были сосланы в Сардинские рудники. Там они, по преданию, примирились.

"Каноны Ипполита"

Обозначается как КН

Литургико-канонический сборник, сложившийся в Эфиопской Церкви в конце 4 века под определяющим влиянием "Апостольского Предания" св. Ипполита Римского. По мысли прот. А. М. Иванцова-Платонова это — ещё одно доказательство того, что св. Ипполит не погиб в гонение 235 г. а укрылся в Египте (Может быть у свт. Дионисия Александрийского). Греческий оригинал сборника утрачен. Сохранился только арабский и эфиопский переводы, изданные Ганебергом в 1870 г. Здесь мы находим очень ясное и подробное описание воскресной Агапы 3 века.

"Testamentum Domini Nostri Jesu Christi"