Лекции по Исторической Литургике

Так, в основе первых 6 книг — уже знакомая нам "Апостольская дидаксалия".

В основе 7 книги (1-32 глл.) — "Дидахи".

Вторую часть книги (33-49 глл.) — это различные молитвенные формулы, чины Постановления, Крещения и т.д.

8 книга основана на древних источниках, близких к "Апостольскому Преданию" св. Ипполита Римского.

Эта 8 книга особенно интересна для нас, т.к. она содержит Вечерню, Утреню и чин чрезвычайно ранней Литургии (5-12 глл.). Она так и называется: "Литургия Апостольских Постановлений" и известна в нескольких редакциях, причём древнейшей признаётся сейчас не Греческая, а Эфиопская, которую мы будем рассматривать подробно. Это, возможно, середина 3 века.

"Апостольские Правила"

С "Апостольскими постановлениями" тесно связаны т.н. "Апостольские Правила", которые появились в той же Сирии несколько позднее (Очевидно, в начале 5 века). Это чисто канонический сборник имеющий форму соборных постановлений, общим числом 85.

Среди них исследователи обнаружили, например, 20 канонических правил Антиохийского Собора 314 г. По общему мнению памятник этот отражает борьбу за становление канона. Так, последнее правило исчисляет священные книги Библии (причём включает в канон "Апостольские Постановления" и исключает "Апокалипсис").

Нас этот памятник будет интересовать в той мере, в какой он отражает церковно-каноническую жизнь первых четырёх веков истории Церкви.

"Синодос" или "Египетские Церковные Постановления"

Обозначается как КО.

Канонический сборник Александрийского Патриархата (эфиопская "Кормчая"), сложившийся в конце 5 века. Считается, что он содержит компилятивный материал из 3 источников: т.н. "Канонов Апостолов", "Апостольского Предания"Ипполита Римского и 8 книги "Апостольских Постановлений".

Сборник этот был опубликован Таттамом в 1848 г. под местным названием "Синодос" (т.е. "собор"), а позже Ахелис стал называть его "Египетскими церковными постановлениями" (с 1890-х гг.). При этом, вначале его долго относили к 3 веку, считая промежуточным звеном между утраченными "Апостольским Преданием" св. Ипполита и "Апостольскими постановлениями". Но в 1910-1916 гг. обнаружилось, что нет никакого промежуточного звена, а есть просто поздние версии несохранившегося греческого текста (Что мы и отражаем на нашей схеме). Всех версий четыре. Древнейшая из них:

Саидическая (ок. 500 г.) основана непосредственно на греческом оригинале, но в ней намеренно пропущены чин рукоположения епископа и анафора.