Око церковное
ДМИ-2: 2–й т. (евхологии). Киев, 1901.
ДМИ-3: 3–й т. (савваитские типиконы). Петроград, 1917.
ЕВХ = Арранц М., Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1998.
ИСТ = Арранц М., Исторические заметки о последованиях Таинств по рукописям Греческого Евхология. Опыт. ЛДА, 1979.
ИТИ = Арранц М., История Типикона. Опыт. ЛДА, 1978.
КАК = Арранц М., Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология. ЛДА, 1979.
КЕК = Кекелидзе К., Литургические грузинские памятники… Тифлис, 1908.
МОЛ = Арранц М., Молитвы и псалмопение по константинопольскому песненному последованию (ασματική ακολουθία). (Дополнение к КАК)
ПОТ = Потребник сиречь молитвенник. (Требник–Чиновник Патриарха Филарета Романова). Москва 1623–25 гг. (перепечатан в единоверческой типографии: Москва, 1877).
СИН = рукописный Требник митрополита Киприана (рук. Росс. Моск. Библ. Синод. 675, по каталогу Горского–Невоструева 371, XIV в.)
СЛУ = современный печатный московский Служебник.
ТРЕ = современный печатный московский Требник.
ЧИН (в ИСТ: ЧМ) = Чиновник. Москва, 1874.
Латинские сокращения
BELS = Bibliotheca Ephemerides Liturgicae. Subsidia (серия). Roma.
ECP = Arranz M., L'Eucologio Costantinopolitano agli inizi del secolo XI. Hagiasmatarion & Archie- ratikon con l'aggiunta del Leiturgikon, Pontificia Universita' Gregoriana, Roma, 1996.
EL = Ephemerides Liturgicae (журнал). Roma.
OCA = Orientalia Christiana Analecta (серия). Roma.
OCP = Orientalia Christiana Periodica (журнал). В сокращенном виде с годом издания: OCP-82, наприм.: = OCP XLVIII (1982).
PIO = Pontificium Institutum Orientale, Roma.
PAT = Arranz M. — Parenti S., Liturgia Patristica Orientale // Quacquarelli A., Complementi interdis- ciplinari di Patrologia. Citty Nuova, Roma, 1989, 605–655.
SC = Sources Chretiennes (серия). Paris.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИСТОРИИ УСТАВА ИЛИ ТИПИКОНА[1]
Слово «Типикон» может обозначать разные понятия[2]:
а) Типикон как книга, в которой находятся указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции: в прошлом имелся «Типикон Св. Софии Константинопольской», «Студийский Типикон», «Студито–алексеевский Типикон» и т. д. Ныне все византийские Церкви служат по т. н. «Иерусалимскому Типикону или «Типикону Св. Саввы» (из монастыря в окрестностях Иерусалима), хотя сама Греческая Церковь служит по т. н. «Типикону Великой Христовой Церкви»[3].
б) Типикон как историческая традиция или живая практика богослужения в данной Церкви. Эта традиция может развиваться и меняться по разным пастырским и богословским причинам и в силу исторических событий.
в) Типикон как обряд, т. е. как правило или способ богослужения в целом в данной Церкви и в данное время. Понятие «обряда» (ritus) — западное. Оно выражает все, что различает одну Церковь от другой в богослужебном плане; существуют, например, византийский обряд, александрийский обряд, римский обряд, испано–мозарабский обряд и т. д.