Чтения по литургическому богословию

В связи с этим Христов гроб в литургической письменности называется "источником нашего воскресения" и "прекраснейшим рая носителем жизни"[228].

Спаситель, просветивший человеческое естество во всем мире Своим воскресением, освободил человеческий род от тления, обновил ему восход на небеса, и открыл пред ним рай[229].

По двусоставности человеческого существа двойственно и его воскресение во Христе.

Есть воскресение души и есть воскресение тела человека.

а) Душевное воскресение состоит в избавлении от греховной смерти или безблагодатности. Бог Слово воскрешает умерщвленные грехами души, прощением им грехов, облагодатствованием их и поднятием в них небесных стремлений[230].

Просветленные благодатию, очищенными чувствами и сердечною любовию видят воскресшего Спасителя в действии Его силы внутри себя. К ним Спаситель приближается столь же явно, как явно показывался Апостолам по восстании из гроба[231]. В явном соприсутствии Христовом всякая душа перестает скорбеть и вместо того ликует от чувства своего воскресения[232].

б) Телесное воскресение или бессмертие плоти есть дар Нового Адама — Христа — каждому человеку. Хотя тела людей и после восстания Спасителя из мертвых продолжают подвергаться тлению, но сила нетления уже положена сокровенно во все души Жизнодавцем. Каждая душа имеет ныне от Бога силу и организовывать себе тело в матернем чреве и воссоздавать его в нетленной форме с наступлением дня всеобщего воскресения мертвых.

Данная истина раскрывается в литургическом богословии таким словами:

"Воскресший Христос", — читаем здесь, — "потоптал смерть"[233], "подал человеческому роду бессмертие"[234] и "онетленил... Свой разбитый образ, ... раздрав пелены смерти"[235]. "Он разрушил тлетворную силу смерти Своею мышцею и укрепил на нее человека". В дальнейшем смерть уже не владычествует над людьми[236]. "Непостижимое и словесно невыразимое по восстании Господнем то, что Он облек в нетление человеческий род[237], обестленил нашу тленную плоть и на веки связал ее с Собою"[238]. "Отныне не страшно возвращение в землю. Владыка Христос возведет всех из земли к высоте нетления по силе Своего воскресения"[239].

"Тление Им опрокинуто навзничь... неизбежность умерщвления сломлена"[240], "сила смерти разрушена"[241]. "Воскресши, Христос опять воссоздал человеческое естество от смертной персти, устроил его нестареющим, вновь явил его как бы царским образом, блистающим нетленной жизнью... Он все потомство Адама избавил от смерти и тления"[242]. "Ныне тление отвержено и мертвенное (будет) поглощено жизнью"[243]. "Умерщвление на древе Христа всем народам источило жизнь"[244], "обессмертило их, ожитворило"[245].

"Господь некогда воскресит истлевшее человеческое естество по всей земле"[246].

Как видно из литургических замечаний, телесное нетление есть дар Христов людям, уже сообщенный и частично видимый в нетлении святых мощей.

Всечеловеческое явление его Господь изволил отнести ко дню всеобщего воскресения мертвых пред Своим вторым пришествием на земле.

Литургические умозрения о воскресении Христовом приводят к таким заключениям: