Дервас Читти Град Пустыня

V. Р. С с. 2 (2.101); ср. V. А. с. 7 (853вс).

Theodore of Petra, V. Theodosii с. 4; Paul of Elousa, V. Theognii (Anal. Boll. X) c. 5 (p. 82, 1.7).

Характер некоторых развалин говорит об их позднем (средневековом) происхождении; русский игумен Даниил (время его хождения на Святую землю 11067), судя по всему, описывает действующий монастырь с двумя церквами (в одной из которых находился гроб основателя) и погребальной пещерой, в которой покоились чудесно сохранившиеся тела семисот монахов (Р. Р. Т. S. 6, р. 48), в том числе преподобного Кириака (см. с. vii). Во времена Иоанна Вюрцбургского (примерно 1160—70) тела, возможно, были уже перенесены в Иерусалим (Р. Р. Т. S. 14, р. 55 хотя запись об их перенесении может быть и более поздней глоссой). Необычайная сохранность тел породила широко распространенную среди средневековых западных паломников легенду о том, что все эти монахи умерли одновременно от скорби по усопшему преподобному Харитону. О ней в четырнадцатом веке сообщает Ludolph of Suchern (ed. Deyds, Stuttgart, 1851, c. xxxvii, p. 71). См. Sir John de Mandeville (c. xix).

V.Char.,c. 24, p. 34,48.

Ed. E. Schwartz, Kyrillos von Skythopolis (T. und U. Bd. 49. 2). См. ниже гл. vvii. «Жизнеописание Иоанна Исихаста» было написано до его кончины.

Н. L. с. 48.

V. Char., с. 21, р. 31. 5.

Cass. Coll. VI. 1.

Cyr. Scyth., V. Euthymii, cc. 68.

V. А. C. 50.

Ibid. Cc. 549,614.

H. L. c. 21; cp. Ruf. Η. Ε. II. 8; H. M. c. 15; V. P. G' c. 120; Ep. Am. c. 29.

Ссылка потеряна.

G. Ant. 32.

Н. L. с. 35; ср. Η. М. с. 1 (в греческой и в руфиновской версии).

V. А. с. 15; Ant. Ер. IV (ed. Garitte).

Ер. IV. 567. «Etenim ex una sunt illi omnes cognoscibili essentia; et ex fuga eorum a Deo multa diversitas facta est inter eos propter varietatem operationis eorum; propter hoc etiam omnia haec nomina imposita sunt eis propter unamquamque operationem eorum; propter hoc quidam ex eis vocati sunt archangeli…» (перевод Гаритга с грузинского).