Дервас Читти Град Пустыня

Его более молодой современник Бенедикт, поселившийся на МонтеКассино примерно в то же время, когда умер преподобный Савва, завещал нам свой Устав. Судя по Житию Саввы, преподобный также оставил рукописный Устав.[863] Сам этот устав не дошел до нас, однако составленное несколькими столетиями позднее собрание Правил его обители, сохранившееся в двух синайских манускриптах и представляющее необычайный интерес, возможно, включает в себя, по меньшей мере, отдельные реминисценции из первоначального Устава.[864] Возможно, то обстоятельство, что [исходный] письменный Устав не сохранился, в большей степени соответствует духу восточнохристианского монашества, сохранившему самое жизнь его обители, Типикон которой в течение многих столетий занимал первое место между Типиками, определяющими богослужебный строй Восточной Православной Церкви. Когда Египет уклонился в ересь или в раскол, а монастырей Афона еще не существовало, именно Лавра святого Саввы вместе с несколькими другими уцелевшими на земле Иудеи (пусть и утратившими в период господства ислама свою былую крепость) обителями задала на много веков вперед сам образ православного монашества вместе с его песнопениями и чином богослужения, с его догмами и с его продолжающейся интеллектуальной жизнью, один из образцов которой образец высочайший являет нам преподобный Иоанн Дамаскин.

Слез твоих теченьми,

Пустыни безплодное возделал еси,

И яже из глубины воздыханьми, Во сто трудов уплодоносил еси, И был еси светильник вселенней, Сияя чудесы,

Преподобие Савво, отче наш:

Моли Христа Бога спастися душам нашим.[865]

* * *

Отмечающий место упокоения преподобного Саввы небольшой купол меж двумя церквами в течение многих столетий оставался лишь кенотафом, ибо мощи Саввы во времена Крестовых походов были перенесены в Венецию. Настоящая книга находилась уже в наборе (речь идет о 1965 годе прим. пер.), когда пришло известие о том, что они будут возвращены на свое первое место упокоения уместный и исполненный благородства примирительный жест со стороны Западной Церкви, призванный запечатлеть и укрепить наше братство в Едином Наследии Святых, по молитвам которых, действие коих [молитв] проявляется в наших жизнях, да уврачует Господь наш Иисус Христос разделения в Своей Церкви!

VII. МОНАСТЫРИ ПРИ ЮСТИНИАНЕ

Ранние годы жизни Кирилла Скифополъского. Усиление позиций оригенистов в монастырях Иудеи и их успехи до 543 года. Кирилл принимает монашество. Его контакты с Кириаком Отшельником. Ослабление и падение власти оригенистов. Пятый Собор (553). Кирилл в Новой Лавре. Кончина Кириака. Жизнеописания Кирилла. Монахи Газы. Варсануфий и Иоанн. Дорофей. Зосима.

Когда осенью 531 года Савва прибыл в Скифополь, ему постоянно прислуживал помощник епископа Иоанн.[866]За двенадцать лет до этого, он, его жена и его дом получили благословление святого, когда тот пришел [в Скифополь] с тем, чтобы объявить о триумфе Халкидона со вступлением на престол императора Юстина.[867] Теперь Иоанна сопровождал и его сын Кирилл. Когда мальчик поклонился преподобному, желая получить от него благословение, святой старец обратился к его отцу с такими словами: «Отныне отрок этот будет моим учеником и сыном пустынных отцов». Затем он обратился к митрополиту: «Владыка, я вверяю тебе этого отрока, заботься о нем, ибо он нужен мне». Мать Кирилла очень хотела увидеть святого; [узнав от] Иоанна, что старец собирается посетить молчальника авву Прокопия, она поспешила к келье аввы, взяв с собою сына. Увидев мальчика вместе с матерью, Савва воскликнул: «Да это же мой ученик Кирилл!» И вновь он сказал Иоанну: «Учи его Псалтири, ибо он нужен мне и действительно отныне будет моим учеником». После трапезы у молчальника, на которой присутствовал и мальчик, они вернулись в епископский дом. На следующий день, прежде чем оставить Иерусалим, Савва посетил дом Иоанна и благословил его семью.[868] «Как там поживает ученик аввы Саввы?» то и дело спрашивал у Иоанна митрополит, понуждая его учить мальчика Псалтири и Апостолу. В скором времени он благословил и постриг Кирилла, возведя его на первую ступень церковного служения.[869] Примерно через двенадцать лет после визита Саввы Кирилл стал монахом в одной из обителей; окормлял же его авва Георгий, которому впоследствии и были адресованы писания Кирилла. Через какоето время с благословения своего аввы он отправился в Иерусалим на освящение огромной Новой Церкви (Неа) Божией Матери, которое состоялось в ноябре 543 года, имея при этом тайное намерение поселиться в Иудейской пустыне.[870] Он вправе был ожидать здесь теплого приема. После посещения Саввою дом их был открыт для всех гостей из пустыни, превратившись, по сути, в монашескую скифопольскую гостиницу.[871]Зная о намерении сына или угадывая его, мать Кирилла заповедовала ему ничего не предпринимать без благословления Иоанна епископа и исихаста. Она боялась, что ее сына собьют с толку оригенисты, которые к этому времени стали в Иерусалиме весьма влиятельной силой.[872]

Это долгая, сложная и горькая история. Еще в 514 году ученик Саввы Агапит, принявший руководство Новой Лаврой от монахапростеца Павла, который сложил с себя эти обязанности уже через шесть месяцев, тут же изгнал из нее четверых монахов, возглавляемых неким Нонном, принятых в свое время в обитель ничего не подозревавшим Павлом. Они были заражены оригеновским учением о Предсуществовании и об Апокатастасисе; [873] и мы с полным на то основанием можем предполагать их связь со Стефаном барСудаили, учение которого осуждал в своих писаниях Филоксен Маббугский.[874] Этот Стефан перебрался из Эдессы в район Иерусалима; Филоксен говорит, что ему следовало бы предостеречь патриарха Иерусалимского против Стефана, если бы он состоял с ним (с патриархом) в церковном общении. Предполагается, что именно Стефан являлся автором тайной «Книги святого Иврофея» (сохранившейся и, вероятно, написанной на сирийском), которая конечно же не могла не вызвать протестов со стороны православных.[875] Через пять лет, после того как Агапит умер, четверо этих монахов, скрывавших свое учение до самой смерти Саввы, както умудрились вновь вернуться в Новую Лавру.[876] Один из них, звавшийся Леонтием Византийским, сопровождал Савву во время его визита в Константинополь в 531 году и был оставлен там преподобным. Кирилл Скифопольский пишет, что за личиною этого защитника Халкидона Савва распознал оригенизм и потому отстранил от себя как его, так и некоторых сторонников Феодора Мопсуэстийского. Впрочем, нельзя исключить и того, что эти люди были оставлены в Константинополе в качестве его, Саввы, представителей, приведенные же слова Кирилла были вызваны к жизни дальнейшими событиями.[877]

Разумеется, после смерти Саввы «оригеново» учение стало быстро распространяться среди образованного монашества причем, не только в Новой Лавре. Два таких «оригениста», Феодор Аскидский из Новой Лавры и Дометиан из обители святого Мартирия, прибывшие вместе с другими в Константинополь для участия в богословских спорах летом 536 года, благодаря Леонтию (который стал весьма влиятельной фигурой) быстро дослужились до митрополичьих кафедр в Кесарии Каппадокийской и в Анкире.[878] Следующей зимой Мелит, игумен Великой Лавры, умер, и место его занял Геласий, один из двух исаврийских зодчих, участвовавших в строительстве Лавры на рубеже двух столетий.[879] Решительное наступление нового игумена на оригенистов привело к появлению оппозиции, которую возглавил дьякон и канонарх Иоанн, происходивший из Антиохии, который, будучи изгнанным из священства за свою ересь, собрал группу сообщников примерно из сорока человек, в которую входил и Иоанн, прозывавшийся Демоном Грома или Вронтодемоном (Βροντοδαίμονος). Изгнанные из Великой Лавры, они стали искать прибежища в Новой Лавре, в которую незадолго до этого вернулся из Константинополя Леонтий. Последний собрал у себя настоящую армию «оригенистов». Не сумев склонить на . свою сторону Софрония, преемника преподобного Феодосия, они, вооружившись заступами, лопатами и ломами, решили разрушить Великую Лавру. Однако во втором часу дня на них опустились такие мгла и мрак, что они проблуждали весь остаток дня по пустыне, а наутро оказались возле обители Маркиана, находившейся неподалеку от Вифлеема, после чего оставили свое намерение.[880] Впоследствии, около 540 года, представив зачинщиком смуты Геласия, они поставили его перед выбором либо принять изгнанников, либо изгнать из Великой Лавры и их противников. Геласий избрал второе и выслал из обители шестерых братьев. Братья эти отправились в Антиохию и обратились за помощью к патриарху Ефрему, созвавшему поместный собор, осудивший оригенизм. После этого оригенисты (Леонтий к этому времени уже отбыл в Конетантинополь) стали принуждать Петра, патриарха Иерусалимского, исключить имя Ефрема из церковных диптихов. Однако Петр побудил Геласия и Софрония подписать //bellus (прошение) против оригенистов, в котором они просили его оставить [в диптихах] имя Ефрема. Прошение это было послано им в Константинополь, где римский легат Пелагий уже работал в том же направлении. Вследствие этого в начале 543 года Юстиниан издал эдикт против «оригенизма», под которым вынуждены были поставить свои подписи и епископы Феодор Аскида и Дометиан. Когда же Дометиан (ставший к этому времени митрополитом Анкирским) обнаружил, что эдикт был подписан не всеми и что Феодор Аскида, несмотря на подписание его, продолжал придерживаться своих прежних взглядов, он обрил себе бороду, порвал с церковью и через какоето время (там же, в Константинополе) умер без причастия от водянки.[881] В Иерусалиме же оригенисты, едва прослышав об эдикте, покинули Новую Лавру и отступили в долину. Однако в самом скором времени, опасаясь угроз Аскиды, Петр весьма неосторожно дозволил оригенистам вернуться назад. Аскида же (Леонтий умер примерно в это же время) пытался бороться с Пелагием и Петром, выступая против «Трех Глав» (Феодор Мопсуэстийский и др.). Петр впал в немилость у императора после того, как привез в Конетантинополь еще один libellus от архимандритов, возражавших против отмены «Трех Глав», и под давлением Аскиды вынужден был принять двух оригенистски настроенных «келейников» (σύγκελλος) и назначить Иоанна Евнуха, преемника Домитиана в монастыре Мартирия, игуменом Новой Церкви Пресвятой Богородицы (Неа).[882]В самый разгар этих событий, в ноябре 543 года, молодой Кирилл пришел в Иерусалим. [883]Поклонившись Святым Местам, он направился в Великую Лавру, желая увидеть Иоанна Епископа и Исихаста, сказавшего ему, что, ежели он действительно хочет спастись, ему надлежит отправиться в киновию святого Евфимия. Однако вместо этого юный Кирилл направился в долину Иордана и, заболев, шесть месяцев провел в Лавре Каламон. Наконец, в июле 544 года ему во сне явился Иоанн, сказавший, что он понес достаточное наказание за свое непослушание и теперь должен отправиться в Иерихон, отыскать там гостиницу обители святого Евфимия и найти там монаха, который отвел бы его в монастырь. Таким образом, в конце концов, Кирилл всетаки поселился в этой обители. Он часто искал совета у Иоанна Исихаста, которому в ту пору было уже около девяноста лет. Следует заметить, что не оставлявший своего затворничества Иоанн благословлял насельников Великой Лавры противостоять оригенистам.

После одного из первых таких посещений[884] Кирилл был отправлен Иоанном в Старую Лавру (Сукка) с посланиями, предназначенными для другого великого затворника старца Кириака (старцу этому было уже за девяносто), в которых описывались происходившие в Иерусалиме беспорядки (гостиница монастыря святого Саввы находилась в осадном положении, и любой монах этой обители на иерусалимских улицах не мог чувствовать себя в безопасности)[885] и испрашивалась его (Кириака) молитвенная помощь.