Sergius Mansurov Essays from the History of the Church

Имеются в виду протестантский и католический взгляды на Божественное домостроительство.

О ереси Ария см.: свт. Афанасий Великий. Творения. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1902. Т. П. С. 105–493 (репринтное воспроизведение этого издания: М., 1994); Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. IV. История Церкви в период Вселенских Соборов. Пг., 1918. С. 1–34 (репринт: М., 1994).

О несторианстве см.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 175–236; о монофелитстве: там же. С. 438–506.

См.: свт. Афанасий Великий. Творения в 4–х томах. Т. VI. Издательство Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1994 (репринтное воспроизведение издания 1902–1903 годов); Житие преподобного Антония. Т. III. С. 178–250; История ариан. Т. II. С. 105–176.

Текст Литургии Василия Великого — в любом издании Служебника, например: Служебник. Ч. II. М., 1991. С. 357–418; Устав святителя Василия Великого — в книге: Древние иноческие уставы. М, Издательство Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1994 (репринтное воспроизведение издания 1892 года). С. 244—510; Слова — в книге: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Т. I—VII (4 издания в XIX — начале XX века).

Против иудеев (Творения. Ч. I.). Киев, 1910. С. 134.

Мученические акты Поликарпа Смирнского. Послание Смирнской Церкви о кончине святого Поликарпа (частично приводится и у Евсевия). Сравни ответ мученицы Филицитаты о предстоящем ей мучении: «Тогда будет Другой (то есть Христос) во мне, Который будет терпеть за меня, потому что я решилась страдать за Него» (Акты Филицитаты и Перпетуи и других Карфагенских мучеников, 202 год).

«Церковная история» Евсевия Кесарийского, многократно цитируемая отцом Сергием Мансуровым, впервые была опубликована отдельным изданием в русском переводе в 1858 году (СПб.). Современному читателю доступнее другой перевод «Церковной истории», осуществленный М. Сергеенко и опубликованный в сборнике «Богословские труды» (№ 23–26, 1982–1985 годы), а также отдельным изданием Спасо–Преображенского Валаамского монастыря: Евсевий Памфилский. Церковная история. М., 1993. Далее все ссылки на «Церковную историю» даются сокращенно: Евсевий.

Он сам к христианству, по–видимому, пришел под впечатлением от мучеников. — Прим. автора. — Здесь и далее автор цитирует христианские памятники в основном по русским изданиям XIX — начала XX века, а в некоторых случаях обращается к текстам, опубликованным лишь на языке оригинала — латинском или греческом, — давая собственный перевод. Лишь изредка цитаты и упоминания сопровождаются скупой авторской библиографической ссылкой (эти ссылки мы приводим в виде подстрочных примечаний, которые в дальнейшем не оговариваются). Не имея возможности дополнить все случаи авторского цитирования исчерпывающими библиографическими комментариями, редакция указывает иногда лишь на основные или наиболее доступные издания упоминаемых сочинений.