Sergius Mansurov Essays from the History of the Church

Евсевий. III. 18. 14.

От этой апологии сохранились лишь фрагменты у Евсевия. IV. 26. Творения святого Мелитона — в книгах: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 7; Сочинения древних христианских апологетов. М., 1866.

В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. П. СПб., 1910. Репринт: М., 1994. С. 59.

Пастырь. Подобие первое.

Пастырь» опубликован в кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 198–285.

Видение четвертое.

См.: Письма Плиния Младшего. М., 1983. С. 205–206 (Кн. X, письмо 96; ответ Траяна — письмо 97). Далее отец Сергий Мансуров цитирует письма Плиния и Траяна в ином, чем в указанном издании, переводе.

Николаиты — ересь I века, получившая свое название от имени предполагаемого основателя, диакона Николая из Антиохии (см.: Откр. 2, 1–6; св. Ириней Лионский. Против ересей. III. 11. 1; Евсевий. III. 29). Керинф — ересиарх конца I века (о нем: Ириней Лионский. Против ересей. III. 3. 4; Евсевий. III. 28). Марк (вторая половина II века) — гностик, ученик Валентина (Ириней Лионский. Против ересей. 1. 13; Евсевий. IV. 11). Маркион — наиболее влиятельный ересиарх II века, видевший смысл христианства в отрицании еврейского духа, цель Нового Завета — в отмене Ветхого. Против Маркиона писали почти все церковные писатели II—IV веков. Монархиане — еретики конца П–Ш века, отридавшие Божество Сына и Святого Духа, понимавшихся ими лишь как форма, в которой является Бог. Алоги — отрасль монархиан в Малой Азии; отрицали существование Логоса и отвергали Евангелие и Откровение Апостола Иоанна Богослова. Докеты — последователи докетизма, то есть учения о призрачности телесной природы Христа. Докетизм составлял существенную часть большинства гностических учений. Монтанисты — последователи учения Монтана (середина II века), отводившего первенствующую роль непосредственному откровению и пророчеству и отрицавшего церковный авторитет и власть епископов. Монтанисты, ушедшие в раскол и образовавшие свою церковь и иерархию, существовали до VIII века. О гностицизме см. главу IX настоящей книги.

Послания святого Игнатия Богоносца. — В кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 307–350.

Сочинения святого Иустина издавались в серии: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 3, М., 1862. С. 36–380. См. также отдельное издание: Сочинения святого Иустина, философа и мученика. М., 1892.

Сохранились лишь небольшие фрагменты этого труда в передаче других авторов.

Филадельфийцам. 9.