Sergius Mansurov Essays from the History of the Church

См.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 391–392.

Азиарх — начальник над объединением городов Азийской провинции.

Трактат Оригена «Против Цельса» издавался в русском переводе Л. Писарева в Казани в 1912 году. Отрывки — цитируемые Оригеном фрагменты «Истинного слова» Цельса — приводятся в кн.: Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

Автор имеет в виду прежде всего «Против ересей» святого Иринея Лионского и сочинения Тертуллиана «Против валентиниан», «Против Маркиона», «Скорпи–ак» («Противоядие против гностиков»). О некоторых изданиях творений Тертуллиана на русском языке см. примечание к главе XI.

«Философумены», или «Обличение всех ересей» — антиеретическое сочинение святого Ипполита Римского, ученика святителя Иринея Лионского; строго объективно излагая еретические (и прежде всего гностические) учения, святой Ипполит вскрывает их связь с дохристианскими философскими системами. Творения святого Ипполита в 2–х томах изданы в Казани в 1898–1899 годах.

Тертуллиан. Против валентиниан. VII. 30 и далее.

См., например: В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. И. СПб., 1910 (репринт: М., 1994). С. 245–246.

Александр, или Лжепророк. 25. Сочинения Лукиана неоднократно издавались на русском языке. См., например: Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1991.

Тертуллиан. Октавий. 8. — Прим. автора. — Отсылка к Цельсу, видимо, ошибочна: цитируется фрагмент речи Цецилия из «Октавия», из указанной автором в примечании главки. Сходные высказывания Цельса цитирует Ориген (Против Цельса. III. 50, 55). О каком фрагменте Тертуллиана идет речь, установить не удалось. — Ред.

Теодор Моммзен (1817–1903) — немецкий историк, юрист и филолог, автор «Римской истории» (в русском переводе издавалась в 1885 году в Москве).

Против ересей. I. 10. 2.

См.: Евсевий. IV. 26. 5.

«Такова душа, которая готова, когда надо будет, отрешиться от тела… И чтобы готовность эта шла от собственного суждения, а не из голой воинственности, как у христиан, — нет, обдуманно, строго, убедительно и для других, без театральности». Марк Аврелий Антонин. Размышления. XI. 3.

Евсевий. IV. 23.