THE LIFE AND TEACHINGS OF THE ELDERS THE PATH TO A PERFECT LIFE

In fact, everything is insignificant that will not remain with us after death. If we know this, then why do we rush here and there, isn't it vanity? The path is short. Life is smoke and steam, dust and ashes: it appears and soon disappears... In vain do those born on earth rush hither and thither, as the Holy Scriptures say. And if they possess the whole world, they will still go to the grave, taking nothing from it: no beauty, no glory, no power, no honors, and no joy of life. Look into the coffin - how ugly and inglorious are our remains! Looking at the bare bones, we ask: who is the king and who is the beggar? Who is full of glory and who is inglorious? Where is the joy and beauty of this life? Is not all this ugliness and stench? All the good and lust of this world has become useless; like a withered flower it fell and passed like a shadow — so everything human is destroyed.

But our Lord, Who in the depths of His ineffable wisdom set a limit to our life and foresaw death in order to defeat the serpent, granted us the Resurrection, so that His servants would pass on to another life. The disciple whom the Lord loved most of all, John the Theologian, wrote thus: The time is coming in which all who are in the tombs will hear the voice of the Son of God; and those who have done good will go out into the resurrection of life, and those who have done evil into the resurrection of condemnation (Jn. 5. 28—29). Verily, truly, I say to you, 'The time is coming, and it is now, when the dead will hear the voice of the Son of God, and when they hear it, they will live. 5. 25).

400

И я слова 8

О слеяах и что приличествует делать тем, которые хотели бы их получить

Если кто, молясь и размышляя о смерти и Суде, по благодати Божией обрящет слезы, то приличествует ему плакать в той мере, в которой он имеет для этого возможность и силу. Плач, говорят отцы, избавит его от вечного огня и прочих будущих мучений.

Те, которые дара слез не получили, могут его приобрести, созерцая таинства Домостроительства Господня и Его человеколюбие или читая жития святых и рассказы об их подвигах и учении; отчасти от упражнения в Иисусовой молитве или других молитвах, которые составили святые, а также через некоторые церковные песнопения, каноны и тропари. Все это приводит в состояние умиления.

Другие, постоянно вспоминающие свои грехи, получают дар слез через размышление о смерти и Суде или через желание будущего блаженства, а также через некоторые другие образы. И кто каким образом приобретет дар слез, тому надлежит о том размышлять и так оставаться до тех пор, пока слезы продолжаются. Отцы сказали: «Кто хочет избежать грехов, избегает их посредством слез; кто хочет предотвратить их, достигает этого через слезы».

В том‑то и состоит путь покаяния, приносящий плоды, чтобы мы каждому нападению, которое нас постигает, и каждой вражеской мысли противопоставляли, по благодати Божией, слезы и признавали себя виновными. Такое слезное покаяние непременно нам поможет; благодать снисходит, когда мы сердечно молимся. Симеон Новый Богослов сказал: добродетели суть воины, умиление же и слезы есть царь действующей армии. Ибо они, сказал он, вооружают к сражению, созидают армию и укрепляют ее, помогая нам противостоять врагу и охраняя подвижников от его нападений. Для нас, начинающих и неопытных, нет другого средства, кроме слез.

Если в нас этот дар благодатию Божией умножается, то наступает облегчение в борьбе, искушения немеют; ум насыщается и увеселяется молитвою, и из глубины сердца истекает неизреченная сладость, охватывая все тело и все его члены, преобразуя страдания в сладость. Таково утешение, происходящее от слез, сказал св. Исаак Сирин.

И вот человек достигает такой радости, какую он не может получить в этой земной жизни; и никто не знает этой радости, кроме тех, которые отдают себя силе плача.

слова