РУССКОЕ МОНАШЕСТВО Возникновение. Развитие. Сущность. 988—1917
604
Мансветов. Ук. соч. С. 298–300. Этот устав известен лишь благодаря его пространному описанию. Описание. 2. 3. С. 730–732; предположение Макария (2–е изд. 6. С. 77–78) о том, что этот устав мог быть составлен учеником Нила Сорского, ошибочно, ибо древнейшие списки его восходят к середине XV в.
605
Мансветов. Ук. соч. С. 301–303, 299.
606
ВЧМ. Сентябрь. Ч. 1. С. 499–615. Краткое содержание в: Хрущов. Иосиф Волоцкий. С. 59–63, 75–80. Макарий. 2–е изд. 7. С. 61–66.
607
В некоторых списках «Духовной грамоты» помещены лишь пространные заголовки обеих этих глав без самого текста. Описание. 2. 2. С. 520.
608
Эти главы (ВЧМ. С. 546–563), известные под наименованием «Отвещание любозазорным», часто печатают отдельно, например, в: ЛЗАК. 2 (1862) или в: Чтения. 1847. № 7 (в сокращении). Воззрения Иосифа на монастырскую жизнь выражены также в 7–м слове его главного творения — «Просветитель», и в послании к неизвестному иноку (ДАИ. 1. № 211).
609
Устав, в: ИРИ. 4. С. 673–704; подробный пересказ в: Коноплев. Ук. соч. 96–100 и Макарий. 2–е изд. 7. С. 67; а также Муравьев. Русская Фиваида. С. 20.
610
Завещание» Герасима в: Описание Смоленской епархии (1864). С. 291–295; ИРИ. 3. С. 413; Ключевский. Жития. С. 305; Кадлубовский. Ук. соч. С. 290 и след. Из жития Антония Сийского видно, что в его монастыре тоже был введен общежительный устав. Кадлубовский. Ук. соч. С. 311.
611
ДАИ. 1. № 22.
612
ПСРЛ. 6. С. 284.
613
АИ. 1. № 292.
614
ПСРЛ. 6. С. 285.
615
Соколов. Внутреннее состояние. С. 325.
616
«Предание» Нила (1849). С. XXI–XXII.
617
ПСРЛ. 4. С. 278.