РУССКОЕ МОНАШЕСТВО Возникновение. Развитие. Сущность. 988—1917

См. Wunderle G. Aus der heiligen Welt des Athos. Studien und Erinnerungen (1937. Das цstliche Christentum. 2).

658

Ср. примеч. 651; а также: Bдumer S. Geschichte des Breviers (1895); Leclercq H. Brйviaire, в: Dictionnair d’Archйologie chrйtienne et de liturgie. 2. 1 (1925). P. 1262–1316.

659

Каждый день недели посвящен какому–либо событию из истории нашего спасения или святым: понедельник — св. ангелам; вторник — Предтече и Крестителю Иоанну; среда — предательству Иуды; четверг — св. апостолам, чудотворцам и святителям; пятница — Страстям Христовым и св. Кресту; суббота — св. исповедникам, мученикам и всем святым; воскресенье — Воскресению Христову и Св. Троице. Преблагословенной Матери Божией Марии посвящены все дни недели, но сугубо среда, пятница и воскресенье. См. прекрасные размышления на эту тему: Киприан, иером. Крины молитвенные. Белград, 1928. С. 57–208.

660

В православной Церкви счет дней недели начинается не с воскресенья, но с понедельника; началом суток считается не полночь, а 6 часов вечера; часы считаются начиная с 6 часов утра. В течение дня монахи должны служить: вечером (в 6 часов) вечерню, за ней следует повечерие, ночью (в 12 часов) полунощница, рано утром (в 3 часа) утреня; утром (в 6 часов) первый час; в 9 часов — третий час; в полдень — шестой, в 3 часа пополудни — девятый час. Литургия совершается между третьим и шестым часом. В чинопоследовании этих дневных богослужений есть определенные отличия от римо–католических дневных служб. Ср.: Bдumer. Op. cit. S. 31–130.

661

Последовательность совершения богослужений дневного круга определяется Уставом (Типиконом). О развитии и составе Типикона см.: Мансветов. Ук. соч. С. 269 и след. О многочисленных списках древних уставов см. фундаментальную работу: Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Востока. 2 т. (1894, 1916). А также: Kattenbusch. 1. S. 479 и след.; Сергий, архим. Ук. соч. 2 т. (1875/76); Никольский К. Пособие к изучению устава (1884, 1908); Скабалланович М. Толковый Типикон. 2 т. (1911/13); Bдumer. S. 31 и след.; Heiler. 1. S. 297, 299 и след.

662

Мансветов. Ук. соч. С. 78, 127, 294–296, 298 и след.; Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в Древней России до XVI в. (1881); Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков, в: Прав. соб. 1882–1883; он же. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. (1884). Леонид, архим. О славянских переводах церковного богослужебного устава, в: Чтения. 1867. 2; Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности (1882); Лисицын М. Первоначальный славяно–русский Типикон (1911). Первый печатный Типикон Русской Церкви вышел в Москве в 1610 г.

663

Мансветов. Там же. С. 269, 275, 284, 304; Голубинский. 1. 1. С. 320–329, 330–377, 507; 2. 2. С. 406; Макарий. 2–е изд. 8. С. 77.

664